ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |  01 |  02 |  03 |  04 |  05 |  06 |  07 |  08 |  09 |  10 |  11 |  12 | 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
кандидата философских наук Рустема Вахитова
Выпуск №09 — 2001 г.


КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  • Революция слова Р. Вахитов

    АГРЕССИЯ ЗАПАДА
  • Misterium tremendum А. Иликаев

  • О новой "евразийской" идеологии Л. Шевченко

  • КОНСЕРВАТИВНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    Рустем ВАХИТОВ
    кандидат философских наук,
    (г. Уфа)

    РЕВОЛЮЦИЯ СЛОВА

    Бесполезно бороться с каким-либо политическим режимом при помощи оружия, от этого он, как правило, только крепчает. Победить его можно, как показали французские структуралисты, лишь, размонтировав его дискурс, т.е. специфический идеологический язык, на котором он самопрезентируется, высказывает свое видение мира и заставляет именно так, а не иначе воспринимать мир всех своих подданных. Это, действительно, так; обратившись к истории, мы увидим, что всякой политической революции предшествовала Революция Слова, лишающая статуса сакрального символа одни слова и представляющие их фигуры, и придающая его другим. Французский король должен был превратиться из "Его Величества Людовика 16" в "гражданина Капета", для того, чтобы пала Бастилия, русский царь — из "Его Августейшего Величества Императора Николая 2 и прочая" в "Николая Кровавого", а затем и в "Николашку" для того, чтобы пал Зимний. Робеспьеру предшествует Вольтер, а Ленину — Саша Черный. Причем, речь не идет о традиционном карнавальном высмеивании "священных символов" общества, оно как раз не подрывает, а поддерживает имеющийся социальный космос; ярмарочный Петрушка смеется над царем-батюшкой, ничуть не сомневаясь в его праве на власть, дарованном Богом. Речь идет не о классическом андеграундном сопротивлении дискурсу; типичный диссидент демонизирует те сакральные символы, которые в рамках официоза представлены позитивно, тем самым он только поддерживает миф об их величии, меняя лишь "плюс" на "минус". Речь — о деконструкции дискурса, выходе за его границы, связанным с рождением нового дискурса.
    Понимание этого жизненно необходимо нам — сегодняшним российским противникам капитализма. Только высмеивание, деконструкция "священных коров" буржуазного дискурса способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Только когда при словах "права человека" и "курс доллара" — этих современных либеральных жупелах по губам среднего россиянина скользнет ироничная усмешка, можно считать, что дело почти что сделано. Этот человек будет уже неуправляем средствами машины капиталистической пропаганды, останется лишь разрушить социальные структуры капитализма, которые превратятся в мертвую букву, не более. Но имеется в виду не рациональная критика — кого, когда и в чем убеждали одни лишь логические аргументы? — а именно размонтирование, мифологический подрыв, взгляд с другого берега. Мишенью при этом становятся не понятия, а мифологические типажи.
    Здесь важно не впадать в заблуждение, свойственное нашим ортодоксальным патриотам. Критикуя Америку и капитализм, они бессознательно пытаются использовать те же приемы, которые капиталистический мир использовал против СССР. Например, они высмеивают американских президентов, политиков, символы государственной власти США (смотри карикатуры в оппозиционных газетах). Это бесполезное занятие, потому что средства, которые были хороши для расшатывания советского дискурса, совершенно не "работают" в случае дискурса капиталистического. Ведь советский дискурс традиционный по своей сути; сакральным центром его является фигура, воплощающая собой народ, государство (Вождь), некарнавальное, деструктивное высмеивание ее подрывает дискурс, а значит и систему жизнеустройства, на нем основывающуюся. Не то на современном Западе и в США — там можно хоть десять раз на дню издеваться над президентом, от этого ничего не изменится, потому что президент не мыслится как сакральная фигура и некая "несущая конструкция" общества. Однако, там тоже есть своя "священная корова" и это — простой парень, стопроцентный американец, воплощающий Великую Американскую Мечту. Он стоит целого легиона политиков, полицейских и умников-ученых. Он может победить в одиночку террористов, чуму и космических разумных пауков. Он — идеологическая опора американского общества, растиражированная тысячами голливудских фильмов, комиксов и бестселлеров. Высмеивать надо его — тупого самоуверенного ублюдка, который не отличает Бебеля от Гегеля, а берется поучать всех жить, который везде суется со своим идиотским питекантропским юмором и патологическим оптимизмом, который существует на экранах кинотеатров и в мозгах зашуганных и зашоренных америкосов. Высмеивать, а не представлять неким демоном зла, одетым в форму морпеха, не стоит он того, плюгавый плейбой, которому вьетнамцы выкручивали руки.
    Итак, нужна Революция Слова, разрушительная и творческая. Нужны поэты, которые умели бы строить из существительных и прилагательных не слоганы, а баррикады. Нужен новый стиль, которому суждено будет стать фундаментальным семиотическим кодом нового государства российского. И тогда воссияет заря Освобождения России, за которой очень и очень скоро наступит ослепительный величественный полдень Новой Евразийской Державы.
    к оглавлению



    АГРЕССИЯ ЗАПАДА

    Александр ИЛИКАЕВ
    аспирант-политолог БашГУ,
    (г.Уфа)

    Misterium tremendum

    Информационная война — понятие не новое, известное в принципе еще древним римлянам. Тогда, в борьбе с Македонией, они очень хорошо разыграли "демократическую карту". Демагогически объявив "свободу Греции", они добились не только разгрома противника, но и впоследствии "проглотили" не один десяток прежде самостоятельных государств. Нечто подобное, но с гораздо большим размахом, пытаются ныне сделать США по отношению к странам бывшего социалистического лагеря и, прежде всего, России, ловко жонглируя понятиями: "права человека", "рынок", "национальная независимость" и т.д.
    Механизм идеологического оболванивания неплохо был раскрыт нашими политологами еще в 70-е и 80-е годы, но зацикленность на железобетонных ортодоксиях тогда помешала взглянуть на проблему шире, да и СССР казался незыблемым, а его власть — безраздельной.
    Наплыв импортного ширпотреба, безмозглой масс-культуры в начале минувшего десятилетия выявил две стержневые идеи, руководствуясь которыми американское правительство определяет свою информационную политику по отношению к республикам СНГ. Во-первых, налицо старое, еще рейгановское, стремление демонизировать образ России. Если раньше мир запугивали "советской угрозой", то теперь в ход пошла "русская мафия", налево и направо торгующая атомным оружием, зловещими компьютерными программами, призванными разорить крупнейшие банки (смотреть фильмы: "Красная жара", "Полицейская академия в Москве", "Миротворец", телевизионный сериал "Полковник Грушко…"). Во-вторых, очевидно искажение общеизвестных фактов, переписывание истории. Сюда можно отнести такие вопиющие "неточности" в ряде соросовских учебников, как: "победа пруссаков при Гросс-Егесдорфе" (на самом деле русская армия, не смотря на предательство главнокомандующего, наголову разбила немцев), "открытие космической эры Л.Армстронгом" и т.п.
    Философская основа подобной лжи и клеветы воистину геббельсовских размеров — мистицизм, фетишизм, во всех их проявлениях. Конкретно это проявляется в попытке не только упростить действительность, но и исказить ее, заменив реальное — иллюзорным, существующим лишь в воспаленном воображении запуганных пропагандой рядовых граждан. Отдельные недостатки — раздуваются до чудовищных размеров, положительные черты — замалчиваются или даются в комическом варианте. Современная властная система в США, в метрополии, идеализируется, в результате чего у американцев складывается мысль, что их государство "как первая в истории демократическая держава обладает своеобразным "патентом" на демократические ценности" (С.С.Рогов). Чтобы проиллюстрировать сказанное, приведем пару цитат из книги А.В.Кукаркина, "Буржуазное общество и культура", вышедшей в 1970 году. В ней, анализируя "шпионские комиксы", распространившиеся в США после второй мировой войны, автор пишет, что русских в них изображают "жалкими и трусливыми типами, которые, не задумываясь, режут ножами своего единомышленника "во имя общей цели" или, в лучшем случае, "тупыми и отвратительными типами".
    Приклеивание ярлыков, поощрение обывательского невежества, софистика — один из главных инструментов современной внешней политики Вашингтона. Это ее misterium tremendum, что переводится со средневековой латыни примерно как "основополагающий, скрытый от всех, принцип". Но ложь — какой бы она ни была, рано или поздно обнаружит свою пещерную сущность.
    к оглавлению



    Л.Е.Шевченко
    кандидат исторических наук,
    (г. Уфа).

    О новой "евразийской" идеологии

    Важнейшим завоеванием демократии либеральная российская печать провозгласила деидеологизацию общественной жизни. Но может ли страна жить без идеологии? Согласно определению понятия, данному в философском словаре идеология — это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских. Другими словами, страна без идеологии — что человек без мыслей, она не способна выбрать путь своего исторического странствования. Вопросы о смысле жизни человека, общества и государства вечны. Выработать идеологию можно только на основе определенных идей, вызревших в обществе. Идеология — это то, что сплачивает общество и идеологическим государством можно считать такое, в котором существуют эти объединяющие людей идеи. Поэтому идеология относится в известном смысле к области веры, служит ее символом, делит мир на своих и чужих. В противостоянии с Западом Советский Союз проиграл, в первую очередь, именно идеологическую войну.
    В 13-й статье конституции РФ записано: "Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной". И действительно, нынешняя официальная идеология России крайне противоречива, и Россию сегодня нельзя считать идеологическим государством. Хотя так же, как и раньше существуют идеологические мифы. Ныне мы тоже живем ради светлого будущего. Этим светлым будущим является система "свободной рыночной экономики", которая скоро будет достроена, осталось продать совсем немного.
    А на деле современный этап развития человечества характеризуется как "постмодерн". Главная черта этого этапа возникновение новой среды обитания человека — бесприродного, технического мир, искусственной, абиотической реальности. Эта реальность твориться человеком и вершина творчества искусственного — компьютерная (виртуальная) реальность, в которой человек присутствует идеально. Что представляет собой человек постмодерна? Он освободился от тирании больших целей и может жить для себя — на дворе эпоха частной жизни во всей полноте ее смыслов. И сам человек уже другой. Это не героический, экспансивный, торжествующий человек Ренессанса, который звучит гордо. Человек "постмодерна" человек частный. Он хрупкий, может быть, даже ущербный, но это не ставится ему в вину; нет превосходящей его Инстанции, которая могла бы его обвинить. И звучит он очень тихо. А часто и вовсе молчит.
    Самоутверждаться можно, но лучше иронически. Вообще кажется неестественным все, о чем надо говорить с пафосом. Массовое сознание бежит как чересчур высокого, так и чересчур глубокого. Обыватели к глубинам человеческого духа относятся как к глубоким пропастям — они плюют туда и бросают камни. Все яркое в человеке начинает отмирать, поэтому все мудрые выражения о человеке устаревают. Этот современный тихий человек больше всего хочет, чтобы его оставили в покое.
    Возможно ли это в современном мире? Кто оставит в покое современного человека? Мы все ощущаем агрессивность СМИ. Дело в том, что, как уже говорилось, государственные идеологии существуют. И наиболее идеологическим государством являются США, которые выполняют сегодня особую функцию в мире. Те цели внешней политики, которые провозгласила администрация Буша, невозможно достичь без объединяющей нацию идеологии. Эти цели — сохранение геополитической структуры мира с доминированием США благодаря переходу к "технотронной цивилизации" с опорой на ВПК Соединенных Штатов. При этом предполагается сохранение англосаксонских традиций и некоторый изоляционизм. Такая позиция предполагает осуществление нового "технологического рывка" для создания новой ПРО. Для этого нужен "образ врага" — и это вкупе с некоторыми другими странами и Россия. Россия должна сыграть роль "пугала" для обоснования необходимости развертывания системы ПРО, и связанного с ней начала новой "технологической революции", которая необходима для выхода из близкой финансовой катастрофы. Образ России демонизируется СМИ Запада. Россия представляется ими как оплот иррационализма и антимодернизма. Русские , с их точки зрения, склонны к рабству и тирании, упрямы и невежественны. Россия — "ненужная страна" как говорил Кох в 1998 году. Россия не нужна Западу, так как производство на ее территории по мировым понятиям невыгодно. И даже добыча сырья себя не окупает. Согласно мнению, З. Бжезинского, Россия "черная дыра".
    Таким образом, произошел крах гуманизма в международном масштабе. Распад СССР привел к краху биполярной системы, крушение биполярной системы привело к краху принципа Человечности. Дело в том, что в рамках биполярного мира существовала конкуренция между двумя сверхдержавами, и суть этой конкуренции в том, что каждый гигант стремился сократить разрыв между лидирующими и отстающими странами в сфере своего влияния. Именно по этому показателю оценивалась притягательность той или иной системы для стран мира. В этом созидательность двухсистемья для Человечества. Противники обвиняли друг друга в неспособности реализовать принцип Человечности. Метили в коммунизм — попали в гуманизм. Снятие конкуренции систем стало демонтажем геополитической составляющей Прогресса. Лидеры складывающего глобального мира бегут от цели преодоления отставания, нуждающиеся страны будут просто сбрасываться в никуда, в преисподнюю. В этой ситуации неизбежно меняется отношение населения этих стран к западным ценностям. Одного дело, когда дискредитировались ценности моей группы, но меня приглашали в свою. Сегодня — близкие мне ценности третируются, но при этом мне дают понять, что другие не про мою честь.
    Очевидно, что необходима идеология "ответа на вызов", идеология, на основе которой может быть объединено российской общество.
    Какой она может быть? Для этого надо вспомнить истоковое значение термина "социализм" — общее, коллективное усилие, созидательный мобилизационный проект, служение общественному идеалу, выходящему за рамки узкой хозяйственной логики. Хозяйственная деятельность должна быть подчинена высшему надэкономическому нравственному началу. Социализм — это не пятилетние планы и забота об эффективности производства. Основные признаки социализма — это коллективизм, общинность, соборность, мелкая и средняя частная собственность, жесткий госконтроль над стратегическими сферами производства, прогрессивная шкала налогообложения, социальная справедливость и помощь обездоленным, четкое разграничение между степенью материального благополучия и социального престижа и т.п.
    Сегодня победу одержал либерализм как мировоззрение, как модель такого видения человеческого общества, в котором экономическая эффективность, прагматизм, индивидуализм, "разумный эгоизм" были утверждены в качестве высших ценностей. Победил "экономический человек".
    А в основе социалистического общества лежат такие неэкономические понятия, как справедливость, равенство, солидарность, коллективность. Эффективность здесь всегда играет вспомогательную роль. Сопоставление чисто экономического эффекта либеральной и социалистической модели заведомо бессмысленно. Социализм для его сторонников лучше не потому, что он эффективнее, а потому что он справедливее, нравственнее, идеальней. Сопоставления технических показателей двух систем в период холодной войны были инструментами идеологической борьбы. Это было средством демонизации противника.
    Сегодняшняя победа либерализма — это кризис нравственного идеала в человечестве. Это победа торговцев над героями. Социализм нельзя соотносить с марксистской ортодоксией и ее пропагандистским искажением (как советского, так и антисоветского толка). Функция социализма — функция удерживающего. Прогнозы мирового развития достаточно мрачные, если капитал подчинит себе все альтернативные силы.
    Итак, сегодняшняя альтернатива либерализму — тоже социализм, новый социализм. В поле социализма попадают сегодня целые классы, народы, конфессии. Они не отождествляют себя с социализмом, но истоковое значение слова означает, что они его приверженцы. Социалистические идеи произросли из русской общины и общины вообще, которые существовали у всех народов нашей страны. (Любая идеология уходит корнями в историю, в традиции народа). Даже эмигрантский Израиль создан на своеобразной идее социализма.
    Но с другой стороны сегодня актуальной стала идея самоспасения. Очевидно, что на свой праздник страны "золотого миллиарда" не собираются приглашать остальных. Их программа сегодня откровенно селекционистская. Ответом на эту дискриминацию должен быть рост национального самосознания. Ведь одно дело сбросить национальные одежды в ожидании более модного костюма, другое — для того, чтобы остаться голым презираемым и отвергнутым. А ведь именно это произошло с теми, кто поспешил отказаться от своей традиции, от братства народов нашей страны. Полюбить в себе знаки своей самобытности и сделать их символом достоинства, осознать свою инаковость по отношению к Западу как знак причастности к более высокому.
    Для решения всех этих задач нужна новая активная контрэлита и новая идеология. Это евразийская элита, мировоззрение которой должно отличаться как от советского, так и атлантического (либерально-демократического) мировоззрений. Основные векторы этого мировоззрения нами уже указаны — развитие национальной самобытности и идеи общинности, социализма. Эта элита должна заполнить своими кадрами как можно больше международных и российских организаций, чтобы иметь возможность влиять на решения, принимаемые структурами власти. При этом в решении нынешних проблем необходим примат культуры, политики, религии и науки. Только в этом случае можно рассчитывать на спасение и возрождение в прежнем геополитическом формате российской державы.
    к оглавлению

    Рустем ВАХИТОВ © 2000-2002 г.г.
    электронная версия: ΠΙΦΟΣΟΦΙΑ a limine © 2003 г.


    Hosted by uCoz