ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |  01 |  02 |  03 |  04 |  05 |  06 |  07 |  08 |  09 |  10 |  11 |  12 | 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
кандидата философских наук Рустема Вахитова
Выпуск №05 — 2001 г.


  • От составителя Р. Вахитов
  • Колонка политобозревателя (март) С. Горбачёв, Р. Вахитов
  • Как затаптывают цветы нашей жизни С. Кара-Мурза
  • Голоса совести (евразийские мотивы в книге С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и повести Мустая Карима "Долгое-долгое детство") П. Фёдоров

  • От составителя

    В очередном 5 номере альманаха "Евразийский проект" — снова наш гость из Москвы С.Г. Кара-Мурза, а также уфимский автор П.И. Федоров. Читайте также традиционную "Колонку политобозревателя" с обзором важнейших политических событий прошедшего месяца в России и за рубежом.
    Отзывы и материалы посылать по адресу: 450009, г. Уфа, ул. Комсомольская 12, редакция газеты "Истоки", "Евразийский проект" или 450000, Уфа-центр, а/я 1067, "Евразийский проект". Рукописи не рецензируются и не возвращаются.

    Кандидат философских наук Р.Р. Вахитов

    к оглавлению



    Колонка политобозревателя
    (март)

    Самым значительным событием марта можно считать арест в Азербайджане чеченских боевиков и выдачу их России. Без сомненья это — следствие усиления позиции России на Кавказе и вообще ее более последовательной политики в этом регионе. Боевики обвиняются в похищениях, пытках и убийствах людей. Суд над бандитами пройдет в Дагестане; в качестве государственного обвинителя на суде собирается выступить генеральный прокурор России Устинов.

    Недавние взрывы в Минеральных Водах, Ессентуках и Черкесске, унесшие десятки жизней, официальные российские лица склонны связывать именно с этими арестами. Однако, первопричиной этих терактов все же не стоит считать банальную месть, достаточно вспомнить взрывы в Москве, в Волгодонске и в других городах, которым не предшествовали никакие аресты. Бандиты стремятся запугать население, заставить армию уйти из Чечни, но главное — показать своим заграничным хозяевам, что они недаром получают свои доллары. Но нынешняя, решительная позиция российских силовых структур позволяет надеяться на скорое раскрытие этих преступлений.

    Новая администрация США видимо решила прозондировать реакцию России на предмет американских контактов с чеченскими террористами. На официальном, хотя и не на высшем уровне Вашингтон принимает так называемого "министра иностранных дел Ичкерии" Ильяса Ахмадова. С чеченским боевиком беседовал представитель ведомства по новым независимым государствам. Ответ России последовал незамедлительно, хотя и был не таким жестким, каким он должен был бы быть по всем неписаным правилам международной политики. Легко представить, что бы творилось в США, если бы в Москве принимали Усама Бен Ладена. Впрочем, это укладывается в традиции современной американской политики, для которой характерно заигрывание с терроризмом и даже его поощрение.

    Последний пример непродуманности и пагубности этой тактики — текущие события в Македонии. Албанские террористы, которые под прикрытием сил НАТО в Косово создали целую сеть своих баз, в марте вторглись на территорию Македонии. Следует отметить, что Македония — не самая сильная в военном отношении страна. В этом свете еще более возмутительной выглядит позиция стран НАТО, практически отказавшей ей в помощи, несмотря на то, что во время натовской агрессии против Югославии Македония была на стороне Запада. Впрочем, войска НАТО ничего и не смогли бы, да и не смогут сделать против албанских террористов: их невозможно уничтожить столь любимыми Западом ракетно-бомбовыми ударами. Необходимо прямое военное столкновение, чреватое большими потерями; а Запад, хоть и готов к любым жертвам ради "торжества демократии", но только при одном условии — если эти жертвы не его собственные. Это подтверждает и вывод (практически бегство) немецких войск из зоны конфликта на границе Косово и Македонии 20 марта, обращение за помощью к югославской армии (еще недавно рьяно обвиняемой в геноциде) руководства НАТО и даже осторожное зондирование возможности участия в конфликте российских войск. Бои в Македонии еще идут, но уже ясно, что свою задачу-максимум албанские террористы выполнить не смогут.

    На этом фоне был произведен арест Слободана Милошевича. По словам министра внутренних дел СРЮ, он обвиняется в превышении полномочий и злоупотреблении властью и суд над ним пройдет на Родине. Однако нет гарантий, что руководство СРЮ не пойдет на выдачу Милошевича Гаагскому трибуналу под нажимом США. Тем более, что совпадение сроков ареста бывшего руководителя Югославии и окончания ультиматума США, выглядит весьма красноречиво. Напомним, что США требовали выдачи Милошевича до 31 марта, в противном случае они угрожали отказом в предоставлении финансовой помощи в размере 100 миллионов долларов. Кстати, в результате натовских бомбардировок Югославии был нанесен экономический ущерб в десятки миллиардов долларов, так что эта американская подачка, да еще обставленная унизительными условиями, выглядит как издевательство.

    В Афганистане талибы начали уничтожать неисламские памятники, начав со статуй Будды, имеющих огромную культурную ценность. Официальная аргументация движения "Талибан" состоит в том, что ислам запрещает поклоняться изображениям. Однако долгие века до прихода религиозных экстремистов, в Афганистане было исламское государство, но разрушать статуи Будды никому не приходило в голову. Кстати традиционный ислам вообще отличался и отличается терпимостью к другим религиям, в отличие от современных "исламских протестантов", объявляющих себя истинными мусульманами. Практически все исламские страны осудили действия талибов.

    В конце марта в Германию было возвращено отработанное немецкое ядерное топливо, прошедшее переработку во Франции. Активисты экологических движений оказали бешеное сопротивление прохождению "ядерного эшелона", причем им противостояли 20 тысяч полицейских, которые отмечали все усиливающиеся жестокость и фанатизм "зеленых". Можно не сомневаться, что если Закон о ввозе и переработке отработанного ядерного топлива будет в России принят, западные страны с энтузиазмом начнут сплавлять нам свои ядерные отходы.

    28 марта президент России В.В. Путин объявил о кадровых перестановках в руководстве страны. Без сомнений они направлены на усиление позиций президента, формирующего свою команду. Уходят в тень люди эпохи Ельцина, им на смену приходят молодые функционеры, больше соответствующие новому вектору российской политики. Уменьшилось значение такого института власти как Совбез, секретарем которого отныне будет Рушайло. Наконец-то можно надеяться на начало реальной военной реформы, укрепляющей армию, с приходом Сергея Иванова на пост министра обороны. Министром внутренних дел стал Б. Грызлов — бывший руководитель фракции "Единство" в Госдуме. Сменился "непотопляемый" министр атомной энергетики Адамов, лично лоббировавший закон о ввозе в Россию иностранных ядерных отходов.

    Обзор подготовлен С.Б. Горбачевым и Р.Р. Вахитовым на материале электронных СМИ

    к оглавлению



    Сергей Георгиевич Кара-Мурза
    (г. Москва)

    Как затаптывают цветы нашей жизни

    На днях я встречался с моими друзьями из Испании. Они, бездетная пара, усыновили ребенка из детского дома в Челябинске. Три года оформляли и вот — привезли в Москву и уезжали домой. Позвали в гостиницу, проститься и посмотреть на их сына. Мальчику полтора года, умный взрослый взгляд. Легкий, как пушинка, ребрышки наружу. Счастлив, что около него любящие люди, просто вцепился в них.
    Я знаю, что есть патриоты, которые шипят: "Увозят наших детей!". Они бы, дай им волю, уморили этого мальчика здесь, на Родине. Кормить надо наших детей — не знают они этого? Пусть они посмотрят на финансовый отчет президентской программы "Дети России" и особенно ее раздела — федеральной программы "Дети-сироты". Вдумайтесь в такой абзац отчета Минздрава: "Федеральные программы являются одним из основных механизмов реализации стратегии охраны материнства и детства. На реализацию медицинских разделов федеральной целевой программы "Дети-сироты" в 1999 г. было выделено 0,05 млн. рублей". Пятьдесят тысяч рублей! Менее двух тысяч долларов. Цена одного обеда компании "новых русских" на Лазурном берегу.
    Во время гражданской войны моя мать работала учительницей, в 16 лет. Там, в Семиречье, война была тяжелой, сирот было много. Без всяких программ их собирали и кормили. Чей бы отряд ни проходил через станицу, к командиру или атаману, или главарю шли и требовали продуктов. Все выделяли из своих скудных запасов. В 1921 г. мать училась в Ташкентском университете, и привезли в Ташкент детей из Поволжья. Каждый член ВКП(б) и каждый комсомолец был обязан на свой паек кормить одного ребенка — выделять, как совесть велит. Совесть велела так, что на фотографии их курса видно — почти у всех студентов лица одутловатые от голода.
    Давайте же протрем глаза — сегодня в России происходит нечто более страшное, чем гражданская война. Власти празднуют хануку с лояльными олигархами — а за стенами голодают дети России. Причем голод этот массовый, устойчивый, стабильный, прекрасно изученный и занесенный как норма во все бюджеты и программы. Православную Русь он не беспокоит. Недавно вышел Государственный доклад 2000 г. "О состоянии здоровья населения Российской федерации в 1999 г.". Будь я политиком от патриотов, не тратил бы бумагу на всякие программы и воззвания, а издал бы этот отчет массовым тиражом и сунул бы под нос каждому гражданину. Читай и не говори потом, что ты не знал! Ты, ты лично это устроил, когда сидел у телевизора 4 октября 1993 г. И продолжаешь это устраивать ежедневно, хотя тебе же это и отливается. А главное, твоим детям.
    Итак, 8 лет реформы. Из-за излишка смертей за это время народ потерял 5,9 млн. жизней. Цитирую: "При этом только в 1999 г. превышение умерших над родившимися составило 929,6 тыс. человек". Вот чем Россия платит Чубайсу и Грефу. Для примера, в Псковской, Ивановской и Тульской областях на одно рождение — три смерти. Но ведь это типичные русские области. В 1990 г. в РСФСР не было ни одной области, где родилось бы менее 10 детей на 1000 человек населения. В 1999 г. таких областей было 66. Это — все регионы с преобладающим русским населением. Продолжительность жизни в России за 1999 г. сократилась еще на год, а у мужчин — на полтора года. Наконец-то одна из целей реформаторов достигнута — мужчины в России в среднем не доживают до пенсии, срок их жизни в 1999 г. составил 59,8 лет.
    Отчего же мрут русские люди? Доклад туманно называет причины "объективными". Вот они: "Долговременное массовое накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье населения в сочетании с воздействием хронически высокого уровня стресса, снижения качества жизни в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для подавляющей части населения, криминализация общества и рост преступности".
    Полно, господа, что же "объективного" в этих причинах? Разве это явления природы? Они созданы на нашей земле людьми — планомерно и систематически, под охраной телевидения и ОМОНа. Эти причины — следствие изменения общественного строя, следствие ограбления большинства населения и лишения людей минимальных средств к существованию. Известны и идеологи, и исполнители, и пособники этого смертельного для нас проекта. Другое дело, что мы пока не можем собраться для сопротивления, но ведь карты уже раскрыты.
    О Докладе в целом надо говорить отдельно. Как ни уклончивы составители, каждый раздел его вопиет. Но я скажу лишь о детях и подростках. Да и говорить-то мне почти нечего, просто приведу кусочки текста, без рассуждений. Неужели до сих пор их надо объяснять читателю? Итак, цитирую:
    "Продолжает ухудшаться качество здоровья беременных женщин... Резко сократилось число нормальных родов, удельный вес которых составил по России 31,1%...
    Сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья детей и подростков. В 1999 г. продолжался рост заболеваемости новорожденных детей. В сравнении с 1997 г. заболеваемость новорожденных увеличилась на 15,8% (сепсисом — на 40,5%)... Уровень общей заболеваемости детей до 14 лет в целом по России увеличился в 1999 г. на 10,2% за счет роста заболеваемости по всем классам болезней... В 1999 г. произошел рост заболеваемости детей туберкулезом на 21,8%... Уровень общей заболеваемости подростков (15-17 лет) в 1999 г. в сравнении с 1997 г. увеличился на 18,7%...
    Число здоровых дошкольников за последние годы уменьшилось в 5 раз, и при поступлении в школу их количество не превышает 10%... Отмечено увеличение до 26,5% детей с дисгармоническим и резко дисгармоническим развитием. Число неготовых к систематическому обучению детей увеличилось в 5 раз...
    В последние годы сохраняется неблагоприятная тенденция ухудшения состояния психической адаптации детей и подростков, увеличение у них дезадаптивных форм поведения, включая алкоголизацию, табакокурение, наркоманию и др. виды девиантного поведения...
    В 1999 г. заболеваемость гепатитом В (ГВ) на 21% больше, чем в предыдущем году... Начиная с 1994 г. в РФ складывается принципиально новая эпидемическая ситуация по ГВ. Резко изменившиеся социальные условия, искажение представления о жизненных ценностях, снижение нравственного уровня среди молодежи привели к резкому росту заболеваемости ГВ. Эти негативные процессы резко превысили успех в борьбе с ГВ, достигнутый к началу 90-х годов. Рост заболеваемости обусловлен двумя возрастными категориями: 15-19 и 20-29 лет, вовлекаемыми в наркоманию и неупорядоченные сексуальные контакты... С начала регистрации в 1994 г. продолжает ежегодно увеличиваться заболеваемость гепатитом С, по сравнению с 1998 г. она увеличилась на 65,7%... Основное количество заболевших формируют подростки и лица 20-29 лет... С 1997 г. на некоторых территориях страны отмечается интенсивное вовлечение в эпидемический процесс школьников 11-14 лет".
    Много в Докладе говорится о нехватке лекарств, ликвидации санаториев и пр. медицинских служб, но все же вернемся на минутку к материализму. Главное — это ухудшение условий жизни и прежде всего питания. Ему посвящен целый раздел Доклада. Как водится, в начале напоминают, что власти заботятся о нас: "В 1999 г. продолжалась работа по реализации "Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 г.". Политика в области здорового питания! Это, видимо, чтобы мы не ели слишком много жирного и сладкого. Надо кушать, как цивилизованные американские миллионеры — половинку грейпфрута, чуть-чуть обезжиренного йогурта и ни одной лишней калории!
    Дальше составители Доклада возвращаются на нашу грешную землю:
    "Структура питания населения характеризуется продолжающимся снижением потребления биологически ценных продуктов питания... Белково-калорийная недостаточность наряду с падением уровня жизни населения связана..." и т.д. Но мы здесь, опять же, скажем лишь о детях. Доклад фиксирует известный факт: "Складывающийся "бедный" тип питания приводит к возрастанию частоты белково-калорийной недостаточности, проявляющейся у детей и подростков снижением массы тела и низкими ростовыми показателями". Если бы только этим! Нехватка белка наносит удар по всем физиологическим системам организма и по умственному развитию человека.
    СССР по качеству питания населения занимал 6-7 место в мире, хотя киви достать было нелегко и за ветчиной бывали очереди. Сегодня ветчину и устрицы нам доставляют прямо из Парижа. Но на всех угодить невозможно. В предпоследнем году ХХ века в свободной России положение с питанием детей таково:
    "В настоящее время в искусственном вскармливании полностью или частично нуждаются 60-70% детей первого года жизни... В условиях снижающейся платежеспособности населения многие виды детского питания стали недоступными для большинства потребителей.
    Не улучшается положение дел с организацией питания детей, посещающих дошкольные учреждения и школы. Охват школьников горячим питанием в большинстве субъектов Российской Федерации сократился на 20-30%. Рационы питания обеспечивают потребность детского организма в энергии и белках только на 70-90%, в витаминах — на 20-40%. Сокращается вес и объем отпускаемых блюд. Прекращена витаминизация готовых блюд. Не решаются вопросы обеспечения детских и подростковых учреждений йодированной солью... Из-за отсутствия средств во многих школах организовано лишь чаепитие".
    Как красиво звучит — чаепитие... И замечательной фразой заканчивается раздел Доклада о детском питании: "Эффективными в этой связи могут стать информационные и образовательные программы, посвященные вопросам здорового питания школьников". Спасибо, кормильцы... И надо нам наконец-то понять простую вещь. Дело не в нехватке средств. И в гражданскую войну, и в Отечественную средств было несравненно меньше, чем сегодня. Дело в том, что ни олигархам, ни нынешнему демократическому государству люди не нужны. Мы для них — обуза. На нас тратят мазут и газ, которые можно было бы продать за рубеж. Для нас покупают бинты и карболку. Мы поглощаем их кислород, заполняем их вокзалы и улицы. Поэтому они прекращают копеечные программы, которые сохраняли нам здоровье и продлевали жизнь. Вот мелкий штрих в Докладе, но он очень красноречив. Читайте:
    "Актуальной экологической проблемой является дефицит йода в биосфере, так как более 70% густонаселенных территорий нашей страны имеют разную степень недостаточности этого микроэлемента. Прекращение йодной профилактики привело к росту в России эндемического зоба и ассоциированных с ним болезней среди больших групп населения, в первую очередь — детей и подростков. Наличие йодного дефицита на 30% повышает риск развития хронических болезней...". Прекращение йодной профилактики! Просто перестали добавлять капельку йода в поваренную соль. Ничего на этом и не сэкономили, просто перестали добавлять. Даже в детские сады не дают. На что же вы все еще надеетесь, мои дорогие сограждане? Когда я читаю эти Доклады, а потом слышу от наших "белых" патриотов, как они рады тому, что ненавистный им советский строй удалось сломать, мне хочется плюнуть им в глаза.
    к оглавлению



    Петр Ильич ФЕДОРОВ
    зав. справочно-библиографическим
    отделом библиотеки БГПУ

    ГОЛОСА СОВЕСТИ
    (Евразийские мотивы в книге С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и повести Мустая Карима "Долгое-долгое детство")

    Воссозданием религиозно-нравственной основы уходящего русского и башкирского быта проникнуты книга С.Т.Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и повесть Мустая Карима "Долгое-долгое детство", воскрешающие в новом качестве общенациональной "лирики" семейную теплоту, мудрость и благословенность православной и мусульманской бытовой культуры. Особую значимость этим произведениям придает тот факт, что они появились в годы крушения национальных культурных традиций. У Аксакова — накануне крестьянской реформы, разрушившей патриархальные отношения в русской деревне, а у Мустая Карима — "во время распространения казенного атеистического барачно-казарменного быта и быта "коммуналок" в Советской России и накануне внедрения стандартизованного механизированного быта, который в обществе потребления стал важной частью массовой культуры, сферой манипуляций над общественным сознанием", как характеризует эту эпоху исследователь Ю.К. Герасимов.
    Однако, если задуматься о правомерности сравнительного анализа произведений Аксакова и Мустая Карима — писателей разных эпох и культур, то главной их общей чертой будет не автобиографизм и даже не изображение детства, а та ненавязчивая защита традиционных ценностей, которая достигается подлинными художниками не через политическое или эстетическое фрондерство, а через поэтизацию национальной культуры. Законы совести и любви евразийского космоса вводятся в научный оборот автором данной статьи для того, чтобы четче обозначить приоритеты евразийской культуры как в плане ее многовекового самобытного развития, так и готовности к диалогу на равных с другими мировыми культурами. По мысли евразийцев начала ХХ века (Н.С. Трубецкого, П.Н. Савицкого и др.), различия между культурами в духовной сфере гораздо более глубоки, чем в материальной. Если предположить существование единой общечеловеческой культуры, то она будет способна лишь к удовлетворению чисто материальных потребностей при игнорировании или сведению к минимуму потребностей духовных, к навязыванию всему многообразию этносов единой примитивной массовой культуры. Предвидя эту опасность, евразийцы предлагали другую систему взаимодействия национальных культур, обладающую значительным числом самобытных элементов, объединенных, однако, общей функцией, жизнеспособную и перспективную в своем развитии. Моделью такой системы стала для них идея России-Евразии. Путь же к общеевразийской идентичности, по их мнению, должен лежать только через изучение истории и культуры, через самопознание. Как отмечает И.Б. Орлова — современный исследователь евразийства, "мысль о том, что самопознание есть единственная и наивысшая цель человека на Земле — очень старая. Ее высказал Сократ почти две с половиной тысячи лет назад. Но и он не придумал это, а прочел в надписи, начертанной на стенах священного храма Аполлона в Дельфах". Вполне вероятно, что храмовое изречение "Познай самого себя" являлось осколком знаний погибшей гиперборейской цивилизации, наследницей которой стала цивилизация евразийская. Как пишет историк М.Струнина, "есть сведения, что Дельфийский оракул Аполлона основали гипербореи. По словам Павсания (II в.), "местная поэтесса Бойо, написавшая гимн дельфийцам, говорит, что это прорицалище было основано в честь Бога людьми, прибывшими от гиперборейцев; в их числе был и Олен; он был первым пророком Бога и первый произносил пророчества в гекзаметрах"". Самопознание не только способно указать человеку или народу его истинное место в мире, но и приучить к мысли о том, что ни он сам и никто другой не может быть центром вселенной. От постижения собственной природы человек или народ приходит к осознанию равноценности всех людей и народов, и одновременно — к утверждению своей самобытности и пониманию уникальности собственной национальной культуры. Вместе с тем в этом состоит и суть нравственности. У евразийца Н.С.Трубецкого в статье "Об истинном и ложном национализме" есть очень важная мысль о том, что "при истинном самопознании прежде всего с необычной ясностью познается голос совести, и человек, живущий так, чтобы никогда не вступать в противоречие с самим собой и всегда быть перед собой искренним, непременно будет нравственен. В этом есть и высшая достижимая для данного человека духовная красота, ибо самообман и внутреннее противоречие, неизбежные при отсутствии истинного самопознания, всегда делают человека духовно безобразным". Поскольку же нравственная проблематика является стержнем жизнеутверждающего творчества Аксакова и Мустая Карима, постольку их произведения пронизаны "голосами совести", являющейся одним из важнейших законов евразийского космоса.
    В "Детских годах Багрова-внука" любые различия в характерах людей Сережа Багров пытается осмыслить с нравственных позиций: в свете своих представлений о хорошем и плохом. Между этими крайними полюсами он не допускает никакого компромисса. Ему становится "очень больно" от равнодушия любимой матери к природе, "совестно, стыдно" от собственного неумения работать подобно крестьянским ребятам. Он с отвращением слушает рассказы о старосте Мироныче, которому все сходит с рук; о ловком управителе Михайлушке, который "от крестьян пользуется и наживает большие деньги". Сережа Багров в силу своего возраста еще не может осмыслить всех этих деяний, но его совесть безошибочно подсказывает ему, что эти поступки дурны и причиняют страдания многим людям. Как утверждает биограф Аксакова С.И.Машинский, ""Детские годы Багрова-внука" отличаются гораздо большей обнаженностью моральных оценок, чем "Семейная хроника". Никогда "этический кодекс" Аксакова не выражался с такой определенностью, как в этой второй части трилогии". Однако никакие грехи окружающих не побуждают Сережу Багрова к активному протесту, желанию творить суд над людьми. И в этом нет никакого благодушия и наивности. Как истинные христиане, Аксаков и его маленький герой принимают окружающих такими, каковы они есть. Трезвая моральная оценка, подчас даже излишне строгая, не влечет за собой немедленной расправы с самим человеком. В своей проповеди "О покаянии" Митрополит Антоний Сурожский говорит не только о приятии жизни во всем ее несовершенстве, но и о прощении как долге каждого христианина: "Простить означает посмотреть на человека, как он есть, в его грехе, в его невыносимости, какой он есть для нас тяжестью в жизни, и сказать: Я тебя понесу, как крест; я тебя донесу до Царствия Божия, хочешь ли того или нет". И Аксаков "донес" всех героев своей автобиографии до этого Царствия, поэтому его книги и видятся одними из немногих "светлых пятен" на мрачном фоне русской "протестной" литературы ХIХ века.
    По закону совести живут и любимые герои Мустая Карима. Эта совесть сопряжена с разумной жертвенностью во имя блага ближнего. Такова Старшая Мать, пожертвовавшая своим личным счастьем ради семьи. "Совесть — "счет ведет всему". Потому и самый строгий суд — тот, что каждый вершит над собой", как замечает биограф М.Карима М.Н. Ломунова. В главе "Два суда" действие происходит в первое десятилетие Советской власти. Взбудраженные революционными событиями жители аула творят скорый и неправедный суд над своим односельчанином. Красивый Марагим и Круглый Талип пытаются образумить людей, но обезумевшая толпа совершает самосуд. Но суд совести до конца жизни не даст покоя зачинщику этого преступления и его исполнителю — вору и убийце Ярулле. Тенью прошел по жизни этот Ярулла: "Люди отринули его. Для их суда время ушло. Слезы, кровь, пролитые Яруллой, в горле комом запеклись", как отмечает тот же литературовед. Тщетно пытался состарившийся убийца обрести покой рядом со своей жертвой на аульском кладбище: "Эй, люди! ... Вы лучше старайтесь за великие грехи и малые ваши прегрешения в свой срок свою кару получить! Торопитесь, не опоздайте!". Максимализм революционной эпохи толкает на бессовестный поступок и главного героя повести. Одурманенный классовой ненавистью Пупок принимает участие в коллективном избиении беззащитного "Цапли". Спустя годы, муки совести не дают покоя главному герою, не давая забыть невинно пролитую кровь: "В каждой капле крови, на землю упавшей, кто-то повинен — с той или с другой стороны. Но чтобы никто не виновен или виноваты обе стороны — не бывает". В произведениях Аксакова и Мустая Карима герои на бытовом уровне живут в соответствии со своими эпохами. Но голоса совести в них при всем различии высоты и тембра звучат по единому закону евразийского космоса.
    Закон любви — другой наиболее универсальный и фундаментальный закон евразийского космоса. В той или иной форме он присутствует в культуре практически каждого народа, что говорит о его глубокой древности, возможно, восходящей также к гиперборейской цивилизации. Митрополит Антоний Сурожский указывает на общие лингвистические корни глагольной формы "любить" и "быть любимым" со словом "свобода": "Ранняя интуиция санскритского языка определила свободу как любовное соотношение двух, причем любовное в самом глубоком смысле слова: я тебя достаточно люблю, чтобы тебя не поработить, я тебя так люблю, что хочу, чтобы ты был собой до конца, без того, чтобы я тебя определял, тебя менял, чтобы я на тебя влиял. Мне кажется гениальной такая интуиция, которую мы находим в словах, причем настолько древних, что они почти говорят о рождении мысли из чистого опыта". В произведениях Аксакова и Мустая Карима высокая, целомудренная, облагораживающая любовь занимает не просто важное, а центральное место, пронизывая собою все отношения персонажей и являясь главным мерилом их человеческой состоятельности. В "Детских годах Багрова-внука" бурные романтические чувства молодых Багровых периода их знакомства и всех перипетий женитьбы сменяются мерным течением семейной жизни. Но любовь не ушла из этой семьи: просто она переместилась в глубины родительских сердец, тихим светом проливаясь на маленького Сережу и его сестрицу. Любовь Алексея Степановича к сыну более сдержанная. Своего высшего выражения она достигает не в моменты душевных излияний, а в совместном безмолвном созерцании природы: "... мне не хотелось спать, и я остался посидеть с отцом и поговорить о завтрашней кормежке, которую я ожидал с радостным нетерпением; но посреди разговоров мы оба как-то задумались и долго просидели, не говоря ни одного слова... Наконец сон одолел меня, и я заснул в каком-то блаженном упоении". Это христианское слияние в единство позволяет отцу и сыну за пределами всяких слов прекрасно чувствовать и понимать друг друга. "Это, конечно, не слияние в том отношении, что один человек делается другим,- утверждает Владыка Антоний Сурожский,- но оба соединяются на такой глубине взаимного переживания, где слов больше не нужно: они вместе, и если любовь достаточно глубока, они стали одним целым". Напротив, отношения Сережи с матерью носят другой характер. Натура яркая и страстная, Софья Николаевна своей материнской любовью несколько раз спасала своему сыну жизнь. Но светское воспитание в условиях городской культуры в сочетании с врожденными наклонностями сформировали в ней излишнюю горячность чувств, которую она поощряла и в собственном ребенке. В результате: "Подстрекая друг друга, мы с матерью предались пламенным излияниям взаимного раскаяния и восторженной любви; между нами исчезло расстояние лет и отношений, мы оба исступленно плакали и громко рыдали. Я раскаивался, что мало любил мать; она — что мало ценила такого сына и оскорбила его упреком...". Воспитанный в русских патриархальных традициях Алексей Степанович искренне не понимал чувств, переживаемых женой и сыном: "Охота вам мучить себя понапрасну из пустяков и расстроивать свое здоровье. Ты еще ребенок, а матери это грех". Софья Николаевна со свойственной ей горячностью и красноречием яростно защищала свои чувства, наговорив при этом своему супругу много несправедливого и оскорбительного. Причиной этих нередких семейных конфликтов была несовместимость западноевропейской и евразийской культур родителей Сережи Багрова. Но в нем самом эти разнородные стихии счастливо соединились, помогая ему в будущем выразить в своих сочинениях евразийские традиции с помощью европейской культуры. При этом Аксаков сумел с исключительной силой передать свою любовь к Божьему миру, осветив ею серую будничность провинциальной жизни.
    Многие судьбы осветит и согреет любовь Ак-Йондоз и Марагима в повести "Долгое-долгое детство". Эта высокая и красивая история подтверждает убежденность Старшей Матери и самого автора в том, что есть одна правда — правда любви. Любовь Ак-Йондоз и Марагима не узаконена, но перед таким чувством все отступает: и сплетни, и наветы. Детское сердце главного героя не может остаться равнодушным к этой любви: через десятилетия пронесет он память о ней. Автор поэтизирует эту красивую пару, возвышая ее, как символ веры, над остальными аульчанами. Богатырь Марагим сочетает в себе многие лучшие качества героев башкирского фольклора: ловкость в работе, отвагу в бою, мужество в испытаниях, удаль в поступках, умение видеть и творить красоту. Подстать ему и Ак-Йондоз — "белая звездочка". Все в ней сошлось счастливо: красота, трудолюбие, сноровка в труде. Самоотверженна любовь этой женщины. Ради Марагима вышла она замуж за нелюбимого человека в его аул. Трагична ее судьба, непрост характер. Ак-Йондоз сильнее Марагима, который не может преодолеть условностей брака с нелюбимой женщиной. В результате страдают все трое, а большая любовь не только возвеличивает, но и приносит горе. Война безжалостно оборвала эти сложные отношения. Не уберегла Марагима любовь Ак-Йондоз: "Если уж такая любовь от гибели спасти не смогла! Чему же верить тогда, на что опереться?". Мустай Карим видит надежду в душевном преодолении горечи таких невосполнимых утрат, в продолжении жизни. Смерть невозможно отменить. Но и любовь сильна, как смерть, когда она настоящая. Для постаревшей Ак-Йондоз утешением и опорой становится внук Марагима, с помощью которого она вопреки всему все же вышла к заветному берегу. Любовь продлила жизнь другой героне повести — Людмиле. После войны в туберкулезном санатории встретились два женатых человека, больные неизлечимой тогда болезнью. Вспыхнувшее между ними чувство раскрасило яркими красками их тусклый больничный быт. Возвышающая, облагораживающая любовь к Людмиле помогла главному герою победить свою болезнь. Самой же Людмиле любовь продлила жизнь на три месяца. В своем предсмертном письме она завещала герою быть счастливым: "И счастье свое, и радости, которыми не жила, вам оставляю. За меня порадуйтесь, за меня будьте счастливы. Не грустите...". В повести Мустая Карима формула любви вложена в уста самой мудрой и светлой героини — Старшей Матери: "Всяк человек своей правдой живет. Но есть правда, на всех единая, каждому на всю жизнь опора, от всех бед-напастей ограда. Эта правда — любовь". В другом месте она же утверждает: "На любви греха нет... Любовь все оправдывает, все прощает...". В этих словах сконцентрирован исторический опыт башкирского народа, итог его многовековых контактов с другими народами на равнинах Евразии. Те же мысли, но по-иному, используя близкую им христианскую символику высказывали евразийцы начала ХХ века: "Эмпирически Церковь предстает нам только как симфоничность или согласованность многих своих личностей, как соборное единство всех членов ее в духе веры и любви, как "собор всей твари". Христова вера и Христова любовь так соединяют всех членов Церкви, что сохраняется и расцветает всякая личность, а все индивидуально отличное и только эмпирическое, с другим не согласуемое, все же со всем и согласует".
    Подводя итоги, следует отметить, что обращение к теме детства в произведениях Аксакова и Мустая Карима в своей глубинной основе вызвано стремлением к самопознанию истоков своей личности, семьи, народа и его культуры. Это стремление совпадает с евразийским исходом к Востоку, пытавшимся вне рамок европейской цивилизации осмыслить итоги русской революции и пути построения нового общества. В "Детских годах Багрова-внука" и "Долгом-долгом детстве" авторы исследуют души героев, а не их быт, поскольку, как остроумно заметил исследователь Ф. Гиренок, "в Евразии качество культуры определяют люди, а не вещи. В ней даже дураки обладают какой-то оригинальной глупостью. Европа сторонилась глупости и была односторонней в своей приверженности к уму". Чистый детский взгляд на мир понадобился Аксакову и Мустаю Кариму для того, чтобы через душу ребенка, его личное бытие воссоздать заново свою культуру, свои традиционные ценности. Для этого они создали таких автобиографических героев, которые, прорастая из прошлого через настоящее в будущее, были прочно связаны со своим Отечеством и народом. Подобный человеческий тип в корне отличается от западной автономной личности "без родины и вне нации", которая "ходит по тротуарам и к избирательным урнам", по выражению того же Ф. Гиренка. В героях Аксакова и Мустая Карима традиционная евразийская культура как бы возрождается вновь и делает недоступный для европейского линейного мышления прыжок из прошлого в настоящее, а из него в будущее. Такое под силу лишь тем художникам, для которых реален не только быт, но и живая культура, ее душа. По замечанию И.А. Исаева, "именно о духе, душе всегда пеклась евразийская мысль, пытаясь отыскать выход за пределы современной ей европейской цивилизации. Евразийское мировосприятие строилось на признании вполне реального существования общественно-культурных циклов зарождения, расцвета и упадка. При таком подходе культура наделяется всеми признаками личности, что достигается через ее индивидуализацию и совокупность выполняемых ею общественных ролей". Создавая в своих произведениях иерархический комплекс из индивидов, семей, сословий и классов, генетически связанных со всеми предшествующими им поколениями и нравственно активной природой, Аксаков и Мустай Карим составляют в своих произведениях так называемые "симфонические личности" традиционной евразийской культуры. Религиозно же эти "симфонические личности" окрашены православием и исламом, под которыми, на наш взгляд, можно обнаружить более древние слои ведической культуры и Изначальной Примордиальной Традиции легендарной Гипербореи. Определяющими сущностными категориями произведений этих писателей являются жизнь и смерть, любовь и совесть, стремление к самопознанию и евразийскому всеединству. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в книге Аксакова "Детские годы Багрова-внука" и повести Мустая Карима "Долгое-долгое детство" с наибольшей последовательностью в отечественной литературе ХIХ-ХХ веков нашла свое достойное воплощение душа традиционной евразийской культуры.
    к оглавлению

    Рустем ВАХИТОВ © 2000-2002 г.г.
    электронная версия: ΠΙΦΟΣΟΦΙΑ a limine © 2003 г.


    Hosted by uCoz