ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |  01 |  02 |  03 |  04 |  05 |  06 |  07 |  08 |  09 |  10 |  11 |  12 | 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
кандидата философских наук Рустема Вахитова
Выпуск №08 — 2001 г.


  • От составителя Р. Вахитов
  • Кто такие антиглобалисты и почему им не нравится глобальный капитализм? Р. Вахитов

  • От составителя

    Рад приветствовать вас, уважаемые читатели "Евразийского проекта" после перерыва на лето. Надеюсь, что Вы хорошо отдохнули, пусть даже этот отдых заключался в поездках на дачу — все же, что ни говори, природа. Лето в этот году выдалось жарким — и в метеорологическом и в политическом смыслах. Вспомним хотя бы июльский саммит в Генуе, во время которого более сотни тысяч западных молодых людей из "левых" организаций открыто выступили против мирового капитала и его экспансионистских планов. А то мы уже вроде привыкли ассоциировать Запад с молодящимися дядями-бизнесменами и тетями бизнес-вумен средних лет, которые одеваются в строгие костюмы, ездят в дорогих машинах и верят в одного бога, нынешнее имя которому — дважды перечеркнутая латинская "S", а вчерашнее, привычное — Мамона, и забыли, что есть и другой Запад — Запад Маркса и Нищше, немецких романтиков и испанских анархистов, Запад антибуржуазный.
    Итак, сами политические события выдвинули на первый план тему антиглобализма и антикапитализма. Посему мы открываем в нашем альманахе новую рубрику "Антиглобализм". Пишите нам, что Вы думаете о стремлении англо-американского капитализма создать планетарное "открытое общество", о судьбе России и других незападных стран, в случае, если этот проект осуществится.
    Наш адрес, как и прежде: 450000, Уфа-центр, главпочтамт, а/я 1067, Рустему Вахитову для альманаха "Евразийский проект".
    А пока читайте статью о западных антиглобалистах и их требованиях.

    Рустем ВАХИТОВ
    кандидат философских наук

    к оглавлению



    Рустем ВАХИТОВ

    КТО ТАКИЕ АНТИГЛОБАЛИСТЫ
    и почему им не нравится глобальный капитализм?

    1. Антиглобалисты в зеркале СМИ

    Уже около десяти лет каждую крупную встречу руководства международных, наднациональных организаций вроде ВТО, МВФ или ЕС сопровождают бурные и эксцентричные протесты антиглобалистов. Свежи в памяти их манифестации в Сиэтле, Квебеке, Давосе, Праге, Зальцбурге и, конечно, события в Генуе в июле этого года, ставшие без преувеличения сказать апогеем антиглобалистских протестных акций. В Геную съехалось около 150 тысяч молодых манифестантов из стран Европы и США, благодаря чему лидеры так называемой "Большой восьмерки" превратились, по выражению итальянской газеты "Реппублика", "в восемь мандаринов забаррикадировавшихся в Старом городе" за стеной из проволоки и кордонами полицейских и армии. Полиции пришлось выдержать настоящий бой с демонстрантами, в ходе которого было ранено более 200 человек и один манифестант убит. Пресса писала практически только об антиглобалистах, так что события на саммите, который и так выглядел довольно серо и ни к каким судьбоносным решениям не привел, как-то отошли на второй план. На уровне европейских правительств стали даже раздаваться голоса о целесообразности проведения такого рода международных мероприятий в будущем. Стоит ли превращать целый город в осажденную крепость для того, чтобы несколько человек мило побеседовали, поулыбались перед фотоаппаратами, поели вволю деликатесов и подписали заранее подготовленные документы? Однако, несмотря на то, что протесты антиглобалистов стали новостью №1 для всех российских электронных СМИ — видеоряды с цепями молодых людей, идущих с красными знаменами на ощерившихся щитами полицейских, мелькали в начале каждого выпуска новостей — из обширных, рыхлых, но как всегда, бедных на содержание комментариев теледикторов трудно было понять, кто такие эти антиглобалисты. Телеканалы порой говорили совершенно противоположные вещи, так, кажется, в первый день саммита ОРТ заявило, что антиглобалисты — это безработные, пострадавшие от того, что западные капиталисты-владельцы транснациональных корпораций (ТНК) предпочитают нанимать рабочих из стран Третьего мира, которым много платить не надо, НТВ же убеждало россиян, что это-де студенты из обеспеченных семей, которым "просто нравится Че Гевара", что, в общем-то, по молодости простительно. А либеральные газеты, которые у нас, как известно, обладают самыми высокими тиражами, попросту не стеснясь в выражениях звали их "хулиганами" и "погромщиками", намекая тем самым, что здесь вообще никакой политикой не пахнет. Любили либералы с ТВ и из газет порассуждать и о "крупном капитале", использующем в своих играх "легковерных юнцов-максималистов". Это, правда, ровным счетом ничего не объясняло ни в том, чего требуют антиглобалисты и какие аргументы выдвигают, ни в том — отчего они вообще возникли на благополучном, как уверяли те же либеральные СМИ, Западе, но обывателю это нравилось. Приятно, что ни говори, почувствовать себя умнее других… Ответ на вопрос: кто такие антиглобалисты, что они требуют, и что они значат для Запада? — я попытался дать в этой статье. Насколько мне это удалось, судить, понятно, читателю. Добавлю, что материалы об антиглобалистах я черпал, в основном, на "красных сайтах" Интернета, который, кстати, антиглобалистами любим и превращен в мощное оружие, вопреки его первоначальному назначению. Выбор именно "красных сайтов" был обусловлен тем, что на них, в отличие от сайтов "солидных" либеральных газет, есть положительная информация, а не только сообщения о перевернутых антиглобалистами машинах, имеются даже выдержки из их программных документов и интервью с их лидерами. Не могу не поблагодарить своих предшественников, которые существенно облегчили мне задачу, "подвесив" в Сети подробные обзоры по антиглобалистам и прежде всего Алексея Цветкова.

    2. Кто такие антиглобалисты?

    Антиглобалистское движение возникло в 1994 году и его основателем считается субкоманданте Маркос — выпускник факультета философии университета в Мехико, поэт, эссеист и программист. В указанном 1994 он возглавил партизанское движение индейцев (так называемую "сапатистскую армию освобождения") и захватил власть в мексиканском штате Чиапос, причем, практически бескровно. Штат до сих пор удерживается "сапатистами" и они строят там свой "мексиканский социализм", опираясь на комитеты, подобные большевистским советам. Субкоманданте Маркос стал подлинным кумиром леворадикальной молодежи Запада, своего рода современным Че Геварой. Радикалы зачитываются его стихами и эссе, где мифологические мотивы индейцев майя перемежаются с обличениями глобального капитализма, отстаиванием прав народов Третьего мира и, в частности, индейцев и призывами к революции. Для антиглобалистов характерно восприятие себя частью планетарной партизанской армии, наподобие "сапатистов" Маркоса, которая борется с глобальным капитализмом, впрочем, не обязательно силой оружия. Кстати и сам Маркос, рассматривает автомат Калашникова лишь как средство адекватно ответить на нападение, главным же своим оружием он считает Интернет. Антиглобалистское движение неоднородно. Оно состоит из более тысячи мелких молодежных, прежде всего, студенческих группировок, в основном левацкого толка, хотя есть среди них и рабочие- представители радикальных, не вмонтированных в "Систему" профсоюзов, экологи, и даже симпатизирующие "левым" христиане и мусульмане. Среди самых крупных групп отмечу "Аттак" ("Ассоциация за финансовое налогообложение на пользу гражданам"), в которую входит около 30 000 человек, и которая имеет отделения в 20 странах. Ее лидеры — Жозе Бове — французский фермер, который прославился тем, что разрушил на личном тракторе "Макдональдс" в предместье Парижа в знак протеста против вытеснения французской традиционной кухни американскими закусочными; и Сюзен Джордж — журналистка, написавшая роман-антиутопию "Рапорт Лугано", в котором описала и в некотором роде предсказала захват капиталистическими монополиями планеты и геноцид целых стран и народов. Достаточно внушительной силой является организация "Глобальное действие людей", возникшая в Европе в 1999 году и прославившаяся уличными столкновениями в Лондоне. Остальные группы менее многочисленны. Антиглобалистское движение принято разделять на два лагеря — умеренных и радикалов. Умеренные представлены, прежде всего, так называемым Социальным Форумом Генуи, который включает в себя около 800 групп, выступающим за списание долгов со стран "Третьего мира", за безъядерный мир, за экологические программы и т.д. Они отвергают насильственные действия и выражают свой протест посредством мирных демонстраций, пикетов, концертов. Представители СФГ идут на контакт с представителями властей, к примеру, ведут с ними переговоры, когда этого требует ситуация. Показательно при этом, что именно на штаб-квартиру СФГ был совершен ночной налет полицейских в последний день генуэзского саммита. Напомню, что во время этого налета полицейские ворвались в штаб-квартиру, где на полу спали 50 активистов и в течение нескольких десятков минут методично избивали дубинками безоружных юношей и девушек, даже не успевших проснуться. Многие с травмами и сотрясениями мозга были впоследствии госпитализированы. Среди пострадавших оказались три журналиста — один англичанин, один бельгиец и один немец, которые вообще не имели никакого отношения к антиглобалистам. Полицейские объясняли это тем, что искали анархистов и даже уверяли, что в штаб-квартире СФГ было оружие, но в это как-то плохо верится, ведь именно члены СФГ не участвовали в стычках с полицией и погромах магазинов, как положено, заранее предупредили власти города о своей манифестации, и, наконец, накануне встречались с премьер-министром Италии Берлусконе и передали ему свои требования. А мы еще разглагольствуем о "правах человека" в "цивилизованных странах Запада"! Как видите, эти самые права там распространяются лишь на законопослушных бюргеров, которые как попугаи заученно твердят заклинания о свободном рынке и глобальном обществе… А оппозиционеров и пикетчиков там "угощают" дубинками по голове не хуже, чем в "демократизированной" России… Спрашивается, где наши несгибаемые правозащитники Сергей Адамович Ковалев и компания и их гневные обличения перед микрофонами и телекамерами западной прессы? Впрочем, я, кажется, грешным делом подзабыл, что у них узкая специализация; они ведь у нас защищают лишь "ущемленных в правах" Масхадова со товарищами, которым в связи с действиями российской армии опять долларовую зарплату не выдают…
    Радикальное крыло антиглобалистов составляют малочисленные группки, практикующие более агрессивные формы борьбы с капитализмом. Среди них опять таки не все "кровожадные террористы", есть, если можно так выразиться, и "умеренно радикальные" группировки, которые удовольствуются взломами интернетовских сайтов глобальных американских кампаний типа "Пепси-Колы" или на худой конец, битьем стекол в "Макдональдсах", как это делают активисты упомянутых "Аттак" и "Глобального действия людей" или "Хактивист" (союза антибуржуазных хакеров).
    К вооруженной борьбе против политиков и бизнесменов-глобалистов и к уличной "герилье", то бишь гражданской войне в городах призывают лишь малочисленные группки маоистского и анархистского толка вроде "Черного блока" (официальное название организации "Антикапиталистический блок"), "Революционного фронта за коммунизм", "Я-Баста", "Маоистского Интернационала", "Красных скинов" и т.д., но от них, ясное дело, и больше всего шума. Это их члены в Сиэтле, Квебеке и Генуе метали в полицейских бутылки с "коктейлем Молотова" (так на Западе называют бутылки с зажигательной смесью, в отличие от нас, помня наших исторических деятелей), переворачивали и взрывали машины и т.п. Кстати, в штаб-квартиры анархистов в Генуе итальянские карабинеры так и не сунулись, что и понятно: анархисты, наверняка, были вооружены, они стали бы отстреливаться, а "отважные" карабинеры всего мира предпочитают бить дубинками безоружных людей, не могущих оказать сопротивление.

    3. Как действуют антиглобалисты?

    Зрителям теленовостей внушают, что антиглобалисты только и делают, что переезжают из города в город и устраивают манифестации и дебоши во время глобалистских экономических саммитов. Но этим не совсем так; хотя бы потому что далеко не у всех членов движения достаточно средств для путешествия в другую страну. Кроме того, понятно, что "легки на подъем" лишь активисты, а, очевидно, что кроме них есть еще и слои пассивных членов и сочувствующих (так что 150 000 человек, которые собрались в Генуе — это только "верхушка айсберга", в действительности антиглобалистов на Западе как минимум, раза в два больше). Основная часть антиглобалистов, не участвующая в пикетировании саммитов, а также активисты в период между этими пикетированиями занимаются, прежде всего, так называемыми "молекулярными" акциями. Это акции, которые осуществляются импровизированными, "ситуативными" группками из нескольких человек, создаваемыми для одной-двух акций, затем распадающиеся и возникающие вновь зачастую уже в другом составе. Причем, здесь мы имеем дело с сознательной тактикой, основанной на теории "молекулярных", т.е. многоцелевых, разнонаправленных ударов по капитализму, основы которой были заложены итальянским коммунистом Антонио Грамши. Согласно этой теории прошли те времена, когда капитализм можно было свалить пропагандой среди рабочих и созданием централизованных партий. Машина буржуазной пропаганды — телевидение, радио, газеты, комиксы — практически, сводит эту пропаганду на нет. Поэтому для того, чтобы расшатать политические и экономические конструкции капитализма, нужны одновременные удары по тысячам и тысячам его "крепящих деталей" — фирм, партий, газет и т.д., произведенные мелкими группами и даже одиночками. К слову, такая тактика выгодна еще тем, что практически не требует больших капиталовложений, так что вопрос о том, кто из "акул капитализма", стоит за антиглобалистами? — в данном случае отпадает сам собой. Работают эти группы так: объединяются два-три человека и выбирают себе цель, например, кампанию "Пепси-Кола". Дальнейшие действия состоят в раскрытии ее вредоносной и хищнической сущности всевозможными способами. Простейшая антиглобалистская акция — распространять по знакомым информацию о, кстати, действительно имеющемся вреде "Пепси" для организма. Формы выражения, конечно, могут быть разными, например: "а вы в курсе, что в "Пепси" можно пленку проявлять? А еще от нее зубы крошатся…" Более сложная задача, требующая политической подготовки и сознательности — при помощи подручных агитационных средств популярно объяснять, что становится с национальными производителями газированных напитков после того как на рынки приходит глобалист- "Пепси". Возможны, кроме того, пикетирование предприятий, выступления в прессе и т.д. Один из примеров антиглобалистского "высшего пилотажа" продемонстрировали несколько лет назад ребята из "Союза хакеров" — они взломали официальный сайт "Пепси-Колы" в Интернете и "повесили" на него авангардистскую поэму "Анти-ТНК". Причем, не нужно думать, что результатом этого является только "выпуск пара" у антикапиталистов и газетные сенсации. Недавно под давлением антиглобалистских акций против транснациональной корпорации "Ньюк", ее владельцы были вынуждены поднять зарплату своим рабочим на заводах в Малазии, где, кстати сказать, широко применяется труд 12-летних детей. Это не говоря уже о том, что такая экстравагантная антиреклама ТНК открывает многим людям глаза на суть их деятельности по всему миру.
    Кроме повседневных, "молекулярных" акций на счету антиглобалистов выпуск прокламаций, журналов и газет (самый известный — "Следим за корпорациями", издание организации "Глобальное действие людей"), проведение своих собственных саммитов и конференций. Самым крупным был, пожалуй, так называемый "Анти-Давос" — Всемирный Социальный Форум, который проводился в Бразилии, в городе Порто Алегре одновременно с глобалистским Всемирным экономическим Форумом в Давосе. На "Анти-Давос" приехало даже больше народа — около 10 000 против 3 000 участников "Давоса", причем, состав был достаточно солидным — представители 900 общественных организаций, более 400 парламентариев со всего мира, "левая" западная богема, т.е. сочувствующие "левым" актеры, режиссеры, писатели и т.д.
    Несмотря на пестроту состава антиглобалисты хорошо организованы. Как все уже убедились, за считанные дни они могут собрать в одном месте более 100 000 активистов из разных стран Европы и Америки. Во многом это объясняется их с прекрасным знанием Интернета: на баррикадах в Сиэтле-99 спонтанно возникло интернетовское информационное агентство антиглобалистов "Индимедиа", которое сейчас называют агентством связи планетарных сил сопротивления капитализму. Посредством него антиглобалисты не только договариваются о совместных поездках, но и сообщают о своих акциях, обмениваются планами.
    Однако, о самих антиглобалистах сказано, кажется, достаточно, теперь же хочется разобраться, что они требуют и к чему стремятся?

    4. Что требуют антиглобалисты?

    Усилиями электронных прокапиталистических СМИ по всему миру у обывателя было создано стойкое убеждение, что антиглобалисты не имеют никакой четкой программы и способны лишь на выкрики о необходимости изменить мир. На самом деле это, мягко говоря, некоторая натяжка. Трудно отрицать, конечно, наличие разногласий в среде антиглобалистов, однако, общий знаменатель у них все же имеется. Более того, имеются даже совместные документы антиглобалистов, как, например, петиция, принятая на альтернативной конференции в Женеве, где, в частности, говорится: "Мы требуем радикальных изменений МВФ и Мирового Банка, потому что они виновны в мировой бедности и увеличении неравенства … Открытости и демократизации МВФ и МБ … Политика МВФ и МБ должна уважать и поддерживать права человека!". Итак, антиглобалистов не устраивает ситуация, когда 7 так называемых "развитых" стран мира (страны Западной Европы, Япония и США), практически управляют всем миром, контролируют мировые организации типа ООН, Всемирного Банка или МВФ, под лицемерными предлогами "помощи беднейшим странам" выделяют им кредиты под такие проценты, что эти страны попадают в финансовую кабалу, под лозунгом "свободы торговли" разрушают их экономику, явно неконкурентоспособную по сравнению с западными гигантами-концернами, нещадно эксплуатируют их население на заводах ТНК (скажем, если европейский рабочий на головных предприятих ТНК в Европе и Америке имеет 8-часовой рабочий день, то индонезийский рабочий филиала той же ТНК работает по 12-14 часов за гораздо меньшую оплату). Антиглобалистам не нравится, что западные правительства во главе с США явно и тайно вмешиваются в дела других стран, устанавливают выгодные им режимы, объявляя их "прогрессивными" (как, например, в Чили в 70-е годы и в Югославии в наши дни), занимаются информационной войной и шельмованием. Кроме того, антиглобалисты озабочены состоянием дел на самом Западе, где, как ясно уже многим, надвигается системный кризис экономики, на биржах с каждым годом наблюдается все большая нестабильность, а "средний класс" — опора западного общества стремительно тает. Скажем, в США за последние 10-15 лет людей со средним уровнем достатка стало значительно меньше, зато выросло количество супербогатых (с тринадцати в 70-х годах до ста тридцати в 90-х) и очень бедных, живущих лишь на пособие. А планы правительства США превратить весь континент Америка в единую экономическую зону, похоже, вообще покончат с временным, длившемся несколько последних десятилетий, благополучием рабочих США. Ведь как только для североамериканских капиталистов станут абсолютно доступными рынки дешевой рабочей силы в Мексике, Центральной и Южной Америке, с требованиями своих, отечественных профсоюзов они просто перестанут считаться.
    Правда, положительные идеалы у различных группировок антиглобалистов существенно различаются. Умеренные требуют от западных правительств немедленного списания всех долгов стран Третьего мира, прекращения экспансии западных товаров на их рынки и открытие западных рынков для товаров развивающихся стран, улучшения положений рабочих на ТНК по всему миру, "отвязки" национальных валют от американского доллара, изменения налогообложения в странах Запада и поощрения национальных производителей. По их мнению, международные организации — МВФ, ООН и т.д. должны стать действительно международными, т.е. должны выражать интересы всех стран мира, а не только "семерки" во главе с США, а это значит, что они призваны заботиться о "выравнивании" уровней жизни на богатом Севере и бедном Юге планеты. Левые радикалы — неокоммунисты и анархисты требуют мировой коммунистической революции. Они утверждают, что пока существует рыночная экономика, основанная на частной собственности на средства производства, богатые страны будут продолжать наживаться на бедных и пропасть между богатым Севером и бедным Югом будет увеличиваться. С точки зрения "левых", капиталисты заинтересованы лишь в своей прибыли, а справедливого распределения товаров и ресурсов можно достичь лишь при плановой экономике. При этом они подчеркивают, что речь идет об "истинном социализме", а не о "бюрократической карикатуре на социализм, которая была в СССР". Вместе с тем не надо думать, что это — чисто эмоциональный протест, вызванный явной несправедливостью политики транснациональных корпораций в Третьем мире. Антиглобалистский протест уходит корнями в особое философское направление, являющееся правопреемником философии "новых левых" 60-х годов (Г. Маркузе, Ж.П. Сартра, Э. Ги Дебора и др.), хотя и здесь, конечно, нельзя говорить об однородности.

    5. Теоретики антиглобализма

    Одним из предтеч современной идеологии антиглобализма является американский экономист, мыслитель и общественный деятель Линдон Х. Ларуш. За свои диссидентские взгляды, явно расходящиеся с господствующим в Америке неолиберализмом, он просидел 5 лет в тюрьме по сфабрикованному спецслужбами обвинению, но под давлением международной общественности был досрочно отпущен. В настоящее время он выпускает интернет-издание "Интеллектуальное обозрение", руководит Шиллеровским Институтом (Германия), занимающимся проблемами глобализации. Главный труд Ларуша — книга "Физическая экономика", где он резко критикует концепции экономического либерализма, монетаризма и постиндустриализма и противопоставляет реальную, "физическую экономику", строящуюся на производстве реальных благ (материальных продуктов) и виртуальную, финансово-спекулятивную экономику, делающую деньги из денег, ничего не добавляя к материальному базису страны. Ларуш — резкий противник философии "постиндустриального общества", которая утверждает, что на смену индустриальному промышленному капитализму пришел строй, где главное место занимает сфера услуг и информационные технологии и поощряет культ потребления. По мнению Ларуша это ведет к тому, что экономика становится спекулятивной и превращается в финансовую пирамиду, которая рано или поздно должна рухнуть. Именно такова, по мнению Ларуша, экономика современных США, она держится только на том, что правительство допечатывает новые и новые доллары, благо, доллар не "привязан" к золотому запасу. Пока удается избежать кризиса за счет нещадной эксплуатации слаборазвитых стран, но долго так продолжаться не может, предупреждает Ларуш. Его идеал — общество, где господствует труд, а не капитал, так как только в этом случае, убежден американский мыслитель, можно говорить о человеке как о творце. Интересно, что Ларуш радикальный сторонник научно-технического прогресса, он считает, что знаменитые рассуждения ученых "Римского клуба" о "пределах роста" (т.е. о необходимости остановить развитие техники, иначе Землю ждет экологическая катастрофа) — не более чем уловка идеологов Запада, рассчитанная на Третий мир; пускай, мол, все остается как есть: западные страны — технологически развитыми и богатыми, а южные и восточные — отсталыми и бедными. Однако, Ларуш, как я уже говорил, только предшественник антиглобалистов, к тому же, его влияние ограничено. Подлинным властителем умов антиглобалистов является словенский философ и публицист Славой Жижек. В настоящее время он работает в "Институте культурологических исследований" (Германия), где является одним из руководителей проекта "Антиномии постмодернистского разума". Пожалуй, он единственный современный леворадикал, который имеет некоторое признание в буржуазных, "официальных" кругах Запада. Во всяком случае, несмотря на его недвусмысленные протесты против натовской агрессии в Югославию и терпимое отношение к идеям Ленина (в этом году он провел в Германии научную конференцию, посвященную Ленину и ленинизму, повергнув тем самым в шок всех западных журналистов), его привечают европейские официозные издания типа "Зюддойче цайтунг". Одна из наиболее известных его работ — "Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру", которую по-русски, к сожалению, пока можно прочитать лишь в интернетовском варианте. Его взгляды сформировались на стыке западного марксизма и структуралистского психоанализа Жака Лакана. Для него характерен анализ современного западного общества и его культуры при помощи инструментария психоанализа. Главным и неустранимым противоречием современного капитализма Жижек считает противоречие между идеологией прав человека, равенства, правового государства, ориентирующей человека на долженствование и идеологией потребления, ориентирующей его на получение удовольствия.
    Основной огонь критики Жижека направлен на идеологические "священные коровы" неолиберализма — принципы пацифизма, мультикультурализма и толерантности. Жижек стремится доказать, что оборотной стороной "абстрактного пацифизма" Запада, т.е. стремления во что бы то ни стало установить мир, закономерно становится военная агрессия (как в Ираке и Югославии), что призывы Запада быть терпимым, толерантным к другим культурам оборачиваются новой, скрытой формой расизма — неорганическим "отрефлектированным расизмом". Представляют большой интерес размышления Жижека о причинах усиления в наши дни национализма и фундаментализма. Он отказывается рассматривать тот же национализм как феномен возрождения национальных культур, по мнению Жижека, национализм вырастает из иного корня — из ситуации постмодерна. Современные люди, живущие в мегаполисах, говорят, одеваются, ведут себя более или менее одинаково, стандартно, реакцией на эту репрессивную унифицированность постмодеринистского человека и является национализм, стремление к исключительно национальной самоидентификации, практически, уже без связи с национальными корнями. Т.е. национализм, по Жижеку — псевдотрадиционалистский ответ на разрушение традиционных ценностей.
    Нельзя сказать, что Жижек противник западной демократии, напротив, он радикальный демократ с постмодернистскими мотивами; все дело в том, что сам Запад в своей политической практике отошел от им же провозглашаемых идеалов демократии и либерализма, что видно на примере натовской агрессии в Югославию или поддержки США авторитарных режимов, когда им это выгодно. Т.е. Жижек в духе старых "новых левых" обвиняет Запад ни в чем ином как в переходе к "скрытому фашизму" под вывеской либерализма.
    Среди других идейных лидеров антиглобалистов отметим известного лингвиста и политолога Ноума Хомски, а также суфия и анархиста Хаким Бея. Заражены идеями антиглобализма и, соответственно, несут их художественными средствами в массы многие деятели западной творческой интеллигенции, включая даже некоторых звезд Голливуда. Это не говоря уже о том, что среди радикальных антиглобалистских групп, по прежнему, почитаются авторитетными и усиленно штудируются тексты классиков "левой идеи": Бакунина, Кропоткина, Маркса, Ленина, Троцкого, Адорно, Маркузе и др.

    6. Смысл антиглобализма

    Движение антиглобалистов интересно и важно прежде всего упорным стремлением разбить вдребезги красивую сказочку западной пропаганды о наступление эпохи гуманизма, прогресса и согласия, о некоем хэппи-энде истории (недаром ведь на Западе так популярна сейчас работа американца японского происхождения Фукуямы "Конец истории", где проводится мысль о том, что капитализм североамериканского образца есть вершина исторического прогресса, уже наступившее "светлое будущее", так что стремиться уже ни к чему не надо, а надо оберегать и укреплять американизм). Антиглобалисты совершенно справедливо указывают, что шикарная жизнь богатых и среднего класса "развитых стран", которую усиленно пропагандируют западные и прозападные СМИ как эталон жизни — лишь красивый фасад, за которым грязь, кровь и страдания миллионов и миллиардов человек. Когда коммунисты говорили о том, что сегодняшнее благоденствие Запада куплено дорогой ценой — нищетой, мучениями и смертями в странах-пролетариях, т.е. в Третьем мире, и наши, и западные либеральные интеллектуалы отмахивались от них как от назойливых мух. Теперь тоже самое говорят молодые люди с самого Запада и еще как говорят — не суконным, лапидарным языком советской пропаганды, а ярко, эксцентрично, карнавально! Причем, чем сильнее на Западе прессинг "либерального информационного тоталитаризма", приклеивающего ярлык "экстремизма" ко всему, что выходит за границы либерального поля, тем сильнее протест свободомыслящей западной молодежи. Оказывается даже западные СМИ с их мощнейшими технологиями "манипуляции сознанием", разработанными научными институтами, не всесильны, и это, как говорится, радует и вселяет определенный оптимизм. Другой вопрос: смогут ли только лишь одни антиглобалисты свалить капитализм? Думаю, не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что ответ на этот вопрос может быть лишь отрицательным. Слишком они разрознены, слишком увлечены эмоциональным протестом… И кроме того, не будем забывать, что антиглобалисты — сугубо западный феномен, выражающий внутренний кризис самой западной культуры. Заметьте, что они бьют западный официоз его же оружием, то бишь упрекают глобальные компании и организации в нарушении тех же принципов, которые они во всеуслышанье провозглашают — принципов суверенитета народов, прав и свобод человека, равенства в правах. Заметьте, что западные антиглобалисты в принципе не против глобализма как такового, т.е. идеи планетарного, унифицированного общества, "плавильного котла наций", они только за справедливое глобальное общество, где нет наций-эксплуататоров и наций-эксплуатируемых. Т.е. антиглобалисты находятся с некоторыми вариациями в поле тех же самых западных идей, которые породили глобализм, конфликт же между ними носит в полном смысле слова диалектический характер.
    Противостоять мировому, глобальному капитализму и его претензиям поглотить все страны и народы можно лишь сплоченными усилиями стран, которым планетарный капитал отвел роль рабов "золотого миллиарда". Вряд ли нам удастся спастись и отстоять свое достоинство и суверенитет, если молодые ребята с более или менее благополучного Запада будут выходить на улицы с гитарами и флагами и идти против водометов "копов", а их сверстники из России сидеть дома, смотреть проамериканское ТВ-6 и считать за счастье устроиться в разносчиком в "Макдоналдс" за оплату, вдвое меньшую, чем в Америке. Молодых россиян часто упрекают за то, что они во всем подражают Западу. А я думаю, что их бы стоило упрекнуть в том, что они, наоборот, катастрофически отстали от западной молодежи. На современном Западе дорогие костюмы, места менеджеров в банках, "Кока-Кола" и гамбургеры уже лет десять как не в моде. Теперь там в моде флаги с Че Геварой, антибуржуазные прокламации в Интернете и горящие чучела Буша и Комдесю. Думаю, для нас это более чем актуально.
    к оглавлению

    Рустем ВАХИТОВ © 2000-2002 г.г.
    электронная версия: ΠΙΦΟΣΟΦΙΑ a limine © 2003 г.


    Hosted by uCoz