ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |  01 |  02 |  03 |  04 |  05 |  06 |  07 |  08 |  09 |  10 |  11 |  12 | 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
кандидата философских наук Рустема Вахитова
Выпуск №01 — 2000 г.


  • От составителя Р. Вахитов
  • Россия: на пути к возрождению А. Селиванов

  • От составителя

    Евразийский проект представляет собой многоплановую, перспективную концепцию, для которой отправной точкой является цивилизационное и культурное единство геополитической ойкумены, называвшейся в разные исторические эпохи Джучиев улус, Российская Империя, СССР и с начала ХХ века обозначаемой в научной и широкой литературе термином "Евразия". Евразийский проект содержит в себе политический аспект — анализ перспектив воссоздания евразийской сверхдержавы, культурный — анализ общих "евразийских" компонент национальных культур народов России и вычленение евразийского цивилизационного типа, историософский — осознание путей и смысла евразийской суперцивилизации в контексте мировой истории и т.д. Работой над евразийскими проектом заняты сейчас сотни и сотни интеллектуалов на всем пространстве бывшего СССР, причем, объединяет их не общая политическая программа (как правило, они принадлежат к разным политическим силам или же вовсе равнодушны к политике в сегодняшнем смысле слова), а боль за разрушающееся и разрушаемое Отечество и желание посильно послужить ему в трудное для него время. Все они надеются на то, что их концептуальные разработки рано или поздно будут востребованы будущими созидателями Великой России. Разумеется, перед ними сразу же встанут в полный рост проблемы и международного положения державы, и ее идеологии и ее политического устройства, и нового, усовершенствованного федеративного договора — иначе говоря все те вопросы, которые сегодня разрабатываются в рамках евразийского проекта.
    Предлагаемый Вашему вниманию альманах задумывался его создателями как посильный вклад в евразийский проект ученых и вообще интеллектуалов нашей республики, в целом симпатизирующих евразийской идее. Однако, это вовсе не значит, что мы намерены ограничиваться региональной проблематикой или региональным кругом авторов. Набор тем может быть самым широким: от геополитических до, скажем, литературоведческих и лингвистических. Планируется также сотрудничество с патриотически и евразийски мыслящими авторами из столиц, других городов России и, хочется надеяться, ближнего зарубежья. Необходимо подчеркнуть, что альманах не находится в зависимости ни от одной политической организации, и выражает лишь частные точки зрения его авторов. Материалы и письма высылать по адресу: 450000, г. Уфа-центр, а/я 1067 Р.Р. Вахитову или в редакцию газеты "Истоки".

    Составитель и редактор:
    кандидат философских наук Р. Р. ВАХИТОВ

    к оглавлению



    А.И. Селиванов,
    доктор философских наук (г. Уфа)

    РОССИЯ: НА ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

    Наш народ долго убеждали, что наша история, наша традиция — заблуждение. Что нас поэтому обогнали и перегнали. Что наш образ мыслей, цели и образ жизни — болезнь, от которой нужно быстрее излечиться. Что нужно идти проторенной дорогой Запада. А под шумок грабили нашу страну. По данным академика Г. Осипова (директора института социальных исследований РАН) из страны за прошедшее десятилетие вывезено около 4 триллионов долларов (!) (для пояснения: годовой бюджет России в этом году составляет около 20 миллиардов, то есть из страны вывозится 20 годовых бюджетов ежегодно...). Остается лишь воскликнуть — как же могуча наша страна и наш народ, если мы до сих пор живы!
    Можно много спорить по поводу правильности или неправильности целей и средств, избранных в недавнем прошлом, но действительность говорит за себя сама: за 70 лет социализма Россия, пережив несколько страшных войн, находясь в нечеловеческих природных условиях по сравнению с почти субтропической Европой и Америкой, смогла не только выстоять, но стать одной из наиболее развитых стран мира, преодолев 200 летнее технологическое отставание от Европы. Теперь же, за 10 лет "демократии и свободы", страна полностью разрушена, разворована, все, что создано нового в науке и технике — создано "вопреки", а не "благодаря", на извечном российском энтузиазме. Основная же масса людей превратилась в прожирателей своего прошлого и поглотителей второсортной продукции Запада и Востока за счет продажи природных ресурсов. Но этого мало — западноевропейские ученые и политики всерьез говорят о том, что в нашей стране по их подсчетам может жить, обеспечивая себя, только от 15 до 50 миллионов человек. То есть страна, которая кормила население в 120 миллионов в избушках под соломенными крышами, теперь, в условиях почти полной газификации и электрификации, может прокормить лишь треть от этого населения (!?). Остается только добавить — да, если вообще сможет прокормить и 15 миллионов, если будет продолжена политика разграбления страны, фактически превратившая нас в донора западного мира. Об этом говорилось много. Но народ пока безмолвствует, где-то терпя, где-то еще очаровываясь миражами красивой жизни и не желая понять, что Россия всегда держалась иными идеалами — потому и жила назло врагам нашим и развивалась вопреки им. Ведь не материальная обеспеченность была всегда целью и смыслом для русского человека. Высшие смыслы и "великие дали" (А. Неклесса) — вот что объединяло людей, вело их к великим победам и достижениям. Конечно, нормальные условия жизни нужны, и они могут быть обеспечены, хотя не будет у каждого яхты и виллы (как, впрочем, нет этого и в Европе, где десятки миллионов людей живут ниже черты бедности). Для нас более важно духовное наполнение жизни, в котором нам и хотят отказать. Это и понятно — такова практика демократии: например, в США по статистике более 50 миллионов неграмотных. То есть — надо понять — совсем неграмотных! Эти факты должны заставить призадуматься неверующих в неприглядную правду о "той" жизни.
    Прозрение — хотя медленно и постепенно — уже началось. Люди перестают бояться, паниковать, не бегут от опасности, становятся по-хорошему злыми и сильными. Эти люди — как во все века на Руси — идут на помощь друг другу, они до приезда спасателей бросаются в горящую пасть перехода на Пушкинской в Москве и спасают раненых, сдают кровь для них, они проявляют чудеса мужества и выдержки везде и всюду. Они остались русскими людьми! Отчаяние усиливает и укрепляет дух народа (это подметил уже Ф.М. Достоевский). Потому и сейчас можно выразиться словами большого русского философа И. Ильина: "Россия — это не пыль и не хаос. Это — прежде всего великий народ, не промотавший свою силу". Разбираясь в реальности по существу дела, нужно понять еще некоторые ключевые вещи. Современный мировой порядок в ХХ столетии есть устройство, которое формируется в первую очередь атлантистским сообществом, построенным на англо-саксонских ценностях. Сущность атлантистской формы правления стара как мир. Это демократия — та самая демократия, которая зародилась в античности. Та самая демократия, которая есть всегда демократия для избранных и рабство для всех остальных (в древней Греции — рабов, сегодня — целых народов и стран). Сущность устремлений здесь предельно проста — обеспечить выгодный для группы западных стран (прежде всего англо-саксонских — Англии и США) мировой порядок, когда они остаются мировыми лидерами, мировыми эксплуататорами, за счет огромных ресурсов, награбленных белыми перчатками во всем мире, обеспечивая сносную жизнь большинству своих граждан — "золотому миллиарду" человечества. Одновременно с помощью подкупленных СМИ создавая всемирную иллюзию того, что этот строй оптимален для всех стран и народов (добавим — лишь при условии, что Уолл-Стрит переедет в другую страну, что, естественно, невозможно по определению, а потому невозможна реализация "легкой жизни" для всего мира: так жить можно только за счет других, как сегодня Запад живет за счет России).
    Понятно, что западному сообществу, привыкшему к такой жизни, была и остается особенно опасной именно Россия, предложившая миру альтернативу — развиваться без унижения и порабощения, с признанием равенства народов и культур. Россия, которая показала, что можно в рамках целой страны мирно жить народам очень разным, народам, которые теперь, в погоне за буржуазной жизнью оказались расколотыми, воюют друг с другом, идя в русле еще одного взятого на вооружение демократией принципа — "разделяй и властвуй".
    Но "демократическое мировое устройство" на атлантистский манер дает все более сильные сбои, все кровавее становятся инструменты воспроизводства ими своей жизни и недавние события в Югославии, Таджикистан, Узбекистан, Чечня, включенные в зону геополитических интересов Запада — яркое тому подтверждение. Эта политика становится опасной для мирового сообщества. Потому что патологически ненавидящие нашу страну, да и все человечество, политики типа З. Бжезинского рассматривают мир как "шахматную доску". "Упертый" прагматизм в политике оказывается ущербным и враждебным человечеству, оно совсем не хочет становиться "шахматной доской" для игр, в которых жертвуются десятки миллионов жизней и целые народы ради сохранения "избранных". Народы Земли имеют право на равенство, а человечество имеет право стремиться к истинно высоким целям. И здесь вновь возрастает значение культурного опыта России, становится понятной действительная историческая и культурная роль России, ее народа, способного на справедливость и творчество, а также становится понятным предназначение русского духовного поиска, сущность и смысл русской культуры, русской традиции, всегда выходившей за пределы вульгарно материальных стремлений. Тут уместно привести высказывания двух совсем разных людей — философа и политика, во взглядах которых, вообще-то, мало было общего. Немецкий мыслитель-экзистенциалист К. Ясперс в середине ХХ столетия, т.е. в период оголтелой борьбы с коммунизмом, писал следующее: "никто не может знать, что же действительно старое и что, собственно говоря, будущее: эпоха еще неясна в своей сущности, поэтому — не понимая ни себя, ни ситуации — люди борются, быть может, против подлинного смысла"
    Примерно тогда же И. В. Сталин, размышляя о будущем нашей страны, и предвидя стремление Запада уничтожить Россию, превратить ее в свой сырьевой придаток, говорил, что капитализм "приложит все силы к разрушению дружбы народов, оторвет восточные окраины от Союза через национализм, через появление национальных вождей-"пигмеев" — предателей своих наций… И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом"2. Разные люди, разные мировоззрения, наконец, различные судьбы и оценка потомков, но как созвучны мысли…
    Итак, сегодняшняя ситуации в мире требует неустанного поиска и отстаивания истинных смыслов. Тем более, когда стала очевидной бессмысленность предлагаемого нам теперь бытия и опасность нового мирового порядка. Причем, нужен поиска смыслов в мировом масштабе — ибо только через поворот вектора мирового развития сможет спастись в ближайшем обозримом будущем и Россия, и вся европейская, западная культура. И все яснее становится, что именно Россия на сегодня — главная надежда всей планеты и даже самого Запада.
    к оглавлению

    Рустем ВАХИТОВ © 2000-2002 г.г.
    электронная версия: ΠΙΦΟΣΟΦΙΑ a limine © 2003 г.


    игры для андроид 2.2;Уникальные модели диванов: диван кровать.
    Hosted by uCoz