Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





А.И.Селиванов ©

РОССИЯ И КРИЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ЗАПАДА

Последнее десятилетие уходящего столетия особенно резко обозначило кризисность европейской цивилизации, стержнем которой является капитализм в стадии империализма. В чем заключается этот кризис? На наш взгляд, главным его показателем стала утрата одновременно всеми европоцентричными культурами глобальных целей и стратегий. Европа, бывшая лидером планетарного цивилизационного процесса на протяжении нескольких столетий, постепенно утратила свою пассионарную энергию, стала стареть, омещаниваться, превращаться в массовое потребительское общество. Этот процесс естественен, поскольку он запрограммирован в самом индивидуализме, на котором основан этот тип социального устройства и который является и причиной взлетов, и причиной продолжающейся гуманитарной катастрофы одновременно. Индивидуалистическая традиция постепенно нивелировала высокую духовность, свела ее к рационально-прагматическому управлению обществом, не смогла противопоставить финансово-политическим институтам этический заслон — поскольку мораль оказалась вытеснена из социального управления на уровень личности и постепенно утратила свои регулятивные функции. Отнюдь не случайно поэтому ни возникновение фашизма, ни то, что фактическое лидерство во второй половине нашего столетия перешло к наиболее маргинализованным финансово-политическим структурам, в особенности в США, политические устремления и идеология лидеров которых в наиболее чистом виде выражают ценности массового (маргинального, потребительского) общества. Материальное потребление становится единственной целью бытия, а « духовная жизнь» — лишь способом развлечения, отвлечения масс от глубокого духовного поиска, удовлетворения психически-инстинктивных потребностей, которые сводят человека до уровня « мыслящего животного» в прямом смысле слова. Такое « мыслящее животное» , роботизированное до отсутствия ценностей и ценностного целеполагания, становится основой общества, безропотным и сытым « средним классом» , выполняющим явно или неявно (через рекламу и СМИ) волю правящего финансового клана, мирно и самодовольно расположившись у своего корыта. Теперь этот способ мироустройства — безропотное подчинение воле « мировых правителей» , успокоенность на достигнутом уровне социального и культурного развития — пытаются навязать всему миру. И это действительно выгодно евро-американскому капиталу, который, если ему удастся законсервировать бытие на сегодняшнем уровне, еще долго останется « мировым правителем» , мировым рантье, высасывающим соки из всей природы и всего человечества под прикрытием идей мирового разделения труда и соответствующей дифференциацией оплаты труда (делящей людей на первосортных и второсортных), традиций уровня жизни, через финансовые и политические махинации руководя мировым сообществом в угоду своему бездуховному и потому ненасытному чреву.

Эта тенденция проявилась уже в начале ХХ столетия и подметил ее (потому так нелюбимый « либерально-демократическим миром» ) Ленин, сформулировавший закономерности нового — империалистического — этапа развития капитализма, который постепенно перерос в финансово-политическую олигархическую организацию, управляющую европейским пространством, а теперь пытающуюся распространить свою длань и на Дальний Восток, и на Евразию. Сущностью этого периода является управление миром финансово-промышленными корпорациями, превратившимися в настоящие империи. Многие события, происходящие в мире, становятся непонятными, если не вскрыть этого существа сегодняшней действительности, в анализе чего дальше всего продвинулся Зиновьев. Попытаемся проанализировать некоторые наиболее значимые для понимания событий в нашей стране аспекты такого мироустройства.

Основной закон всякого капитала — получение прибыли и сверхприбыли — это понял уже Маркс. Этот закон столь же устойчив, как законы Эйнштейна и Ньютона. Кстати, он настолько примитивизирует формы мышления, что фактически сводит все мыслительные операции к арифметике — отнять и поделить, умножить и прибавить — вот и все операции, которые востребуются, прикрытые оболочкой компьютеров. Однако способы получения прибыли и сверхприбыли могут быть различными и по источникам, и по масштабам, и по степени воздействия на человечество. И сейчас они приобрели такие формы и масштабы, которые опасны уже не просто для существования отдельных слоев населения (классов), но и для всего человечества.

В начале и середине нашего столетия способом сохранения своего бытия капитализм сделал мировые войны (« горячие» и « холодные» ). И, надо сказать, этот механизм был достаточно действенным в своем коварстве: на время войны снижается уровень потребления, не требуя оправдания этого перед населением — война все оправдывает сама; на всеобщей беде гигантски возрастает уровень обогащения крупных финансово-промышленных магнатов за счет военных заказов; уничтожается наиболее пассионарная (энергичная) часть населения (в нашем столетии — европейского и российского общества), способная к протесту; консолидируются национальные интересы — нация становится более целостной, монолитной, способной к совместным направленным усилиям, самопожертвованию, отодвигая на задний план множество социальных проблем; уничтожается огромное количество материальных ресурсов, гигантски расширяя послевоенные рынки сбыта. Именно глобальная война и мировое противостояние оказались неплохим стимулом и целью прогресса, выгодной сферой вложения капитала. Но ввиду возросшей опасности этого пути целеполагания в связи с появлением оружия массового поражения и сопротивления мировой общественности такое средство обогащения и получения сверхприбыли, такой способ решения социальных проблем, проблем целеполагания и осуществления прогресса постепенно отходит на задний план, оставаясь в потенции лишь как крайнее средство решения внутренних проблем.

Однако это отнюдь не означало изменения коренной природы финансово-промышленного империализма. Первым доказательством тому стала уже « холодная» война, когда постоянное противостояние держав было фактически аналогичным « горячей» мировой войне способом осуществления политического господства финансово-промышленных структур и расширения масштабов его экспансии. Искусственное идеологическое раздувание противостояния с обеих сторон (начавшего разлагаться политической верхушкой социалистического и капиталистического лагеря), противостояния, которое, справедливости ради отметим, было выгодно обеим сторонам, за счет него решавшим множество внутренних социально-политических проблем, начиная с гонки вооружений и ускорения НТП, аргументации недостаточно высокого уровня жизни — в социалистических странах, наличие безработицы и других социальным проблем — в капиталистических, и заканчивая решением корыстных целей отдельных персон или финансово-экономических корпораций, которые за счет этого и под давлением страха у населения перед войной и политических интриг продолжали делить мир, расширять свои зоны влияния, степень своего воздействия.

Но резкое разрушение советской системы, которое не было спрогнозировано ни с одной из сторон, дестабилизировало ситуацию. После объявления « всеобщего мира» ресурсы, накопленные для войны (и материальные, и военные, и идеологические) стали мгновенно ненужными. Стали ненужными огромные социальные организмы, жившие за счет них, огромные коллективы людей, создавая угрозу социальной напряженности в развитых европейских странах. В нашем лагере началось разрушение экономики, рост безработицы под давлением тупой политики уничтожения всего военного потенциала (а для нас это сегодня равнозначно и потенциала научно-технического, и образовательного, и социального), а другой лагерь начал лихорадочно искать способы применения (использования и уничтожения, задействования вообще) военно-ориентированных социальных систем и материальных ресурсов. Одна за другой возникают искусственные локальные войны, провоцируемые Западом. Их главным назначением становится обеспечение работы и рынка сбыта для имеющегося военного потенциала, который начинает становиться столь активным, что часто выходит из-под политического контроля отдельно взятого государства и даже мирового сообщества. Особенно ярко это проявляется в балканском конфликте, показавшим неумение решать проблемы иначе, чем военными средствами. Причем, это традиционно для Европы: не только американцы уничтожали индейцев — в Европе за время ее истории уничтожено более 200 живших там различных этносов, и в ХХ столетии очередь дошла до мусульманских и славянских этнических групп.

Но такое развитие событий не устраивает на долгую перспективу ни отдельные народы и государства, ни все человечество в целом, которое не может жить под постоянной угрозой полицейского вмешательства со стороны иных государств, либо объединенных в блоки военных машин отдельных государств, которые будут постоянно искать и находить (это уже всем понятно) поводы для демонстрации своей нужности посредством применения силы, в условиях попыток создания единых народов за счет уничтожения непохожих на европейцев культур. Более того, такие попытки будут постоянно провоцироваться, конфликты в выгодных стратегических точках будут искусственно создаваться с помощью множества социальных технологий, имеющихся в распоряжении мировых спецслужб. Мир становится заложником капитала и вставшим ему на службу военно-политических блоков, их амбиций и внутренних потребностей. Но если политическая активность финансовых корпораций способна лишь истощать экономики отдельных стран (что, конечно, не менее опасно!), то военно-политические союзы могут очень быстро поставить точку во всех дискуссиях человечества.

У мировых финансово-промышленных групп, которые нашли способы контролирования целых стран, возникло желание продержаться на этой цели за счет локальных войн, поскольку известно, что война — сильнейший консолидирующий культурологический фактор и мощнейший стимулятор прагматически-рационального, особенно научно-технического прогресса. Поэтому были разработаны технологии развития и последующего « умиротворения» локальных конфликтов как компонентов технологий самосохранения и расширения сферы геополитического господства.

Однако появляются и другие, более опасные, источники сверхприбыли, вполне совместимые с военными и развивающие традицию Европы на уничтожение иного. Им, конечно, остается производство вооружения, но постепенно обретает силу наркобизнес, а с середины нашего столетия — политические перевороты в различных государствах. Именно политические перевороты становятся одной из наиболее прибыльных сфер бизнеса и способом отстаивания финансовых интересов. Будучи опробованными на африканских и южноамериканских странах, они начинаю применяться и по отношению к европейским странам, и в Азии, и по отношению к России. Политические перевороты и ситуация нестабильности превращены в крупный бизнес, умело используются и теперь специально разрабатываются, внедряются и провоцируются специальными социальными группами, превратившими эту сферу деятельности в свой бизнес. Для реализации такой технологии нужны значительные финансовые средства, но финансовые группы, участвующие в такого рода бизнесе, понимают и стратегическую (сохранение капиталистического мира и расширение сферы геополитического господства капитала) и тактическую (получение сверхприбылей) выгодность таких проектов и поэтому средств не жалеют. Так, получение сверхприбылей посредством переворотов обеспечивается за счет:

1. Игры курсов мировых валют и уничтожения паритета действительной стоимости товара и его финансового выражения (цены), вследствие чего возникают вилки цен на импортируемые и экспортируемые товары, уничтожается внутренний сектор экономики ввиду его (часто мнимой) нерентабельности, исчисляемом в долларовом эквиваленте и т. д.

2. Оттока капиталов из нестабильных регионов. Так, по оценкам экспертов и данным Госдумы, отток капиталов из нашей страны за 10 лет реформ составил более 500 миллиардов долларов, то есть 25 сегодняшних годовых бюджетов страны (!). Этим решается сразу две проблемы — а) уничтожение внутреннего экономического костяка государства, а значит устранение конкурентов и б) финансирование экономики своих стран и превращение, например, нашей страны в крупнейшего инвестора евро-американской экономики. И это в то время, когда у нас самих не хватает средств на элементарное потребление, не говоря об острейшей проблеме внутренних инвестиций.

3. Разрушение целых секторов экономики в « осваиваемых» государствах. Это высвобождает огромные сегменты рынка, приводит к расширению рынка оружия, другой высокотехнологичной продукции, позволяет сохранять и расширять такие производства (а значит и науку, и образование), пока мы « учимся производить» тарелки и колготки, на что способны даже в Африке. Как результат, наиболее прибыльные и перспективные из этих сегментов (особенно высокотехнологичные рынки, рынки вооружения) мгновенно заполняются за счет развития своей промышленности, позволяя решать внутренние социальные проблемы, удерживать уровень жизни и социальную стабильность своих обществ. Так, Клинтон имеет право гордиться тем, что подарил Америке более 5 миллионов рабочих мест. Остается добавить только, что это те самые рабочие места, которых лишилась наша страна.

4. Получение гигантского рынка дешевого сырья и рынка сбыта второсортной продукции, потенциально — использование как свалок опасных для жизни отходов мирового производства, размещение которых в европейских странах вызывает общественный протест и обостряет ситуацию социальной стабильности.

5. Всеобщее обнищание и разрушение экономики разрушаемых стран приводит к тому, что высококвалифицированная рабочая сила остается без работы и средств к существованию и может быть как задаром вывезена за рубеж (отток мозгов, которым платят в несколько раз меньше, чем своим профессионалам, как следствие — усиление своего и разрушение нашего интеллектуального потенциала), так и задаром эксплуатируемой внутри страны за счет других способов бизнеса (например, скупки идей за гроши и их последующей продажи — проект Сороса).

6. Получение новых сфер влияния и политически контролируемых сфер рынка за счет геополитических переделов, разделения государств на более мелкие и их подчинения, в том числе посредством создания межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

7. За счет получаемых в результате политических переворотов сверхприбылей осуществляется коррумпирование и подкуп чиновников через « кредиты МВФ» и другие специально созданные для этого структуры (эти кредиты предназначены именно для разворовывания и развращение чиновничьей верхушки, оторванной от непосредственных доходов, подобных доходам олигархов, а совсем не для инвестирования экономики, куда они попросту не доходят), усиливая процесс маргинализации общества и обеспечивая тем самым стратегический выигрыш капиталистическому миропорядку. Причем, основной технологический удар сосредоточивается на достаточно обеспеченных людях маргинального склада духа, то есть не имеющих высокого уровня духовности и стремящихся лишь к сохранению либо обретению собственного материального благополучия — такие есть в каждой стране и культуре (в семье не без урода). Здесь же решается и стратегическая задача — укрепление идеологии капитализма и расширение ее масштабов, поскольку именно маргинализация населения — основа основ развития « массового общества» , общества потребления, которое сегодня является социальной основой стабильности капитализма. Мы перечислили лишь самые общие параметры тактических выгод от политических переворотов как сферы бизнеса.

Вторым источником сверхприбыли является наркобизнес, о безнравственности и преступности которого нет необходимости говорить. Оказывается, эта сфера также нуждается в « заботе» и развитии, потому является еще одним аспектом крупного политического интереса. Контроль наркобизнеса и наркопутей становится ареной ожесточенных конфликтов — Пакистан, Афганистан, Средняя Азия, Ближний Восток, Чечня, Косово, Кавказ — только перечисление этих точек и связанные с ними события показывает всю их значимость для большого бизнеса, в который сейчас без сомнения включены и политические верхушки ряда государств, то есть крупнейших политических интересов, если имеет место даже военное участия США и НАТО в « урегулировании» наркопроблем.

Уже эти два штриха к портрету современного империализма говорят о его преступном характере по отношению к человечеству, превращении его в раковую опухоль на теле человечества. Сегодня фактически весь мир превращен в донора безнадежно больного умирающего — евро-американского мира, который за счет социально-политических технологий умудряется добиться « сдачи крови» для себя всеми средствами, превращая при этом своих доноров в живые скелеты посредством существующей финансовой мощи, основанной на бизнесе оружия и наркотиков как ее столпах, и развиваемых на этой основе социально-политических и финансовых технологий глобального масштаба. Агония умирающего превратила капитализм Европы и особенно США, в « опасного сумасшедшего» , действия которого непредсказуемы, как выразился (один отечественный публицист?) ...... . И этот феномен известен из медицины — у некоторых безнадежно больных людей происходит патологическое изменение психики, приводящее к тому, что они стремятся намеренно заразить как можно больше людей своей болезнью. Именно с этим клиническим случаем мы имеем дело и в сегодняшней политике, но уже в социально-культурном масштабе. Относительно здоровые общества инфицируются вирусом потребительства и « демократии» , втягиваются в сферу их бизнеса и начинают умирать медленной смертью, порой так и не достигнув зрелого уровня развития. Нет сомнений в том, что рано или поздно состоится суд над этими финансовыми воротилами, политиками и технологами « нового порядка» , подобный Нюрнбергскому процессу, суд над их приспешниками по всему миру, в угоду золотому тельцу уничтожающих дух человечества, человеческую культуру, осуществляющих геноцид целых народов. Поэтому мы присутствуем не при « конце истории» Фукуямы, а при заключительной фазе « заката Европы» Шпенглера, который однако еще может быть превращен и в конец истории — только не по Фукуяме, а в физический конец истории человечества, в глобальную антропологическую катастрофу.

Что же в такой ситуации делать России? На что рассчитывать российскому человеку, вся историческая традиция которого, вся духовность противостоит духу капитализма, стремится к торжеству духа над плотью?

Стратегический выход понятен и он вызывает все меньше сомнений — разрушение капиталистического менталитета и капитализма как глобальной общечеловеческой опасности. Но средства его достижения крайне тяжелы и не могут рассматриваться как очень близкая перспектива, если не произойдет (а это, в принципе, тоже возможно) внутреннего коллапса этой системы ввиду каких-либо причин, например, быстрого истощения мировых ресурсов или очередной войны. Но рассчитывать только на саморазрушение системы капитала нельзя и это тоже понятно. Поэтому вновь появляется традиционный вопрос что делать? Сегодня этот вопрос заострен несоответствием мощи разрушающих человечество сил капитализма и ушедших в подполье сил добра и справедливости, сил высокого человеческого духа, одним из мировых плацдармов которого являлась и без сомнения остается Россия.

Наши дела могут быть связаны с нашими же внутригосударственными процессами, которые, как показывает история, могут становиться и часто становятся тем импульсом, который может подтолкнуть и развитие мировых процессов. Для этого нужно понять себя, причины произошедшего в нашей стране и возможности выхода из кризиса.

Кризис современной формы российской цивилизации явился результатом второй мировой и « холодной» войн, повлекших истощение людских ресурсов и утрату наиболее активной части населения, истощение экономики, обострение экологических проблем, а также следствием направленного разрушающего воздействия со стороны иностранных держав и наступающего культурологического кризиса, который ведет на смену российской крестьянской цивилизации начала ХХ века урбанизированную цивилизацию, начавшуюся активно формироваться в послевоенный период. Однако этот урбанистический переход труден и пока не произошло обретение Россией себя в новых условиях.

Однако понятно, что первой задачей становится сохранение целостности России. Сделать это сегодня и неимоверно сложно, и очень просто. Сложно, хотя и возможно — при сохранении сегодняшнего « демократического» режима, ужасно напуганного балканскими событиями. Сложно потому, что имеющиеся тенденции к распаду России выгодны и политическим элитам регионов, и « зарубежным партнерам» . Причем, элитам внутри страны они выгодны как и всякая капиталистическая выгода — сиюминутно, для обеспечения сохранения богатства, которое у нас в стране лишь по-азиатски накапливается (на зарубежных счетах) никак не включаясь в экономику (потому что буржуазный дух предпринимательства чужд даже нашим бизнесменам, которые чаще только азиатски обогащаются, но не превращают эти средства даже в капитал как средство получения прибыли). При этом игнорируются всякие государственные и даже более узкие « национальные» интересы различных этносов, ставшие выгодным костюмом политики большого бизнеса, поделившей Россию на « свои вотчины» . Одновременно сохранить Россию очень просто — потому, что, во-первых, кучка заинтересованных в сегодняшнем пути развития страны становится все меньше и на сегодня измеряется не более (если не менее) чем несколькими десятками тысяч людей (доли процента), находящихся у власти и денег в стране (то есть от нескольких сот до 1-2 тысяч человек в каждом российском регионе — вдумайтесь!). Пропасть между ними и народом все углубляется, все тоньше тот слой общества, который под эйфорией реформ пошел за этой кучкой (несколько лет назад — это было около 30% населения, сейчас — уже не более 10% населения, причем, в большинстве сконцентрированном в нескольких крупных городах). Весь остальной народ (около 90%, понял), что реформы — это просто обман, прикрывающий корыстные интересы частных лиц. Во-вторых, большинство народа стоит на позициях целостности России, причем, большинство людей — сознательно, понимая всю опасность раскола страны и для внутреннего развития, и для внешнего воздействия (события в Югославии протрезвили последних сомневающихся). В-третьих, сохранились общероссийские силовые структуры, которые могут реализовать волю народа к сохранению единой России в случае попыток ее раздела путем какого-либо « беловежского соглашения» глав регионов, российских олигархов или внешнего вмешательства. Однако чем дальше мы будем идти по пути « реформ» , тем призрачнее становятся шансы на сохранение целостности России, тем яснее становится перспектива ее распада и как следствие — Россия утонет в море крови внутренних конфликтов, решать которые будут солдаты НАТО, которым глубоко безразличны все мы, наши культуры и проблемы и безнадежно ошибаются те, кто считает, что они придут решать наши проблемы — они будут решать только свои проблемы, за наш счет, за счет нашей жизни и крови). Поэтому прекращение сегодняшнего пути развития — единственное последовательное средство сохранения не только целостности страны, но и спасения народа от братоубийственной войны.

Второй задачей становится ускоренное углубление поиска утраченных корней, самоосмысления, восстановления системы воспитания. Основа маргинализации — утрата духовных корней, традиций высокого духа. Именно это должно стать заботой скоординированного или хотя бы граждански-индивидуального действия всей российской интеллигенции, которая должна сплотиться вокруг патриотической идеи не только ради будущего России, но и ради своего будущего, поняв ту простую истину, что первой станет ненужной именно интеллигенция, особенно система образования, поскольку рабам достаточно просто жить или уметь считать чужие деньги, иметь обязательное 5-летнее образование (как, например, в Турции) и жить « припеваючи» , что и происходит во многих других порабощенных капиталом развивающихся странах. И силу интеллигенции, возможности ее самоосознания необходимо использовать, возобновив просвещение и воспитание. Конечно, для этого нужна организованная патриотическая сила, имеющая потенциал, гораздо более высокий, чем у существующих политических структур, даже у КПРФ.

Третьей задачей становится усиление финансово-экономической мощи страны. Это невозможно без того, чтобы был остановлен отток капитала и созданы условия для его реинвестиции в отечественную экономику. Для этого можно применить и силовые средства (крайний вариант, которого панически боятся наши новоявленные нувориши). Но по большому счету, возможен и средний вариант — большинству сегодняшних российских предпринимателей нужна только стабильность и гарантированный высокий уровень жизни (многим, к сожалению, в виде рантье). Они также небуржуазны по своему духу и очень многие уже снова патриотичны. Создать такие условия возможно в рамках смешанной экономики, которая будет способна вывести развитие страны на такой путь, что уровень жизни станет достаточно высоким и потребность в буржуазной перестройке социального организма и жажда буржуазности отомрет сама собой (и сейчас это уже не утопия, каковой она была во времена великих коммунистов-утопистов). Не исключен даже такой способ реинвестиции, как меценатство — ведь многие властные нувориши уже пожилые люди, им не нужны деньги и по возрасту. Пора думать о высоком и вечном. И многие, уверен, захотят оставить о себе добрую память — будут строиться школы, университеты, заводы, жилые массивы или небольшие города « имени ...» . Почему бы не дать им такую возможность? Ведь накопленных ими средств (например, в размере несколько сот миллионов долларов) хватит, чтобы построить город на 30-40 тысяч человек и остаться в истории своего народа навечно — как Третьяков или Морозов.

Четвертая задача — восстановление геополитического ареала России. Либо передел границ, несправедливо отторгнутых от России во время распада СССР, либо воссоединение с некоторыми странами СНГ. Создание государственной границы этого союза.

Ошибочно было бы считать, что решение этих проблем зависит только от власти. Оно зависит от каждого из нас, от того, что он говорит и что делает — на выборах ли, в повседневной ли жизни, обретая или отстаивая свои взгляды. Никакая мысль и никакое действие в мире не бесполезны. А дальнейшее развитие России в соответствие со своими традициями, новое обретение себя в идеалах добра, любви, справедливости, высокого духовного поиска, мира между разными народами, осуществления мироустройства на основе этих принципов — уже не просто возможно. Оно становится реальностью.

назад к оглавлению

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz