Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





А.И.Селиванов ©

доктор философских наук,

(г. Уфа)

РАСПЛАТА ЗА “СВОБОДУ”

Стала банальной мысль, что за все в этой жизни надо платить. В особенности много приходится платить за глупость, за гордыню, жадность, недальновидность, безответственность.

Так случилось и с нашей страной. Получили “права и свободы” граждане, Беловежское соглашение, принятое под давлением геополитических “партнеров” и политических амбиций лидеров, освободило Россию от регионов бывшего СССР. Все это было лишь закреплением настроений некоторой части населения регионов бывшего СССР (порядка 15-20%), выросших на почве эгоизма и индивидуализма, которые аргументировались известными мотивами - почему я должен кормить других (другие регионы, бесталанных и ленивых, тунеядцев и пьяниц), каждый должен сам обустраивать свою жизнь и т.д. и т.п.

И вроде бы не с чем спорить. Доводы отчаянные. Ведь действительно именно поэтому на заводах было много людей, которые были балластом трудовых коллективов, их постоянно гоняли, заставляли, обсуждали на совещаниях, лишали премий. Нужно было ходить на бесконечные партийные собрания и слушать порой всякую белиберду, отнимавшую массу времени. В школах боролись с хулиганами и двоечниками, к ним постоянно ходили на дом учителя и отличники, родителям писали на работу. Тунеядцев судили, на работу устраивали насильно, а возвратившихся из мест не столь отдаленных окружали вниманием, участковые ходили на предприятия и добивались, чтобы их приняли на работу. На окраинах СССР и в отдаленных деревнях распространяли грамотность, обеспечивали им сносную жизнь за счет бесконечных дотаций, которые становились порой непомерной обузой для государства. Сколько духовных сил и материальных ресурсов тратилось на все это и многое другое - трудно себе просто представить!

И вот “наконец!” - свобода от “ненужных” и “отягощающих” общественных забот. Все в одночасье кончилось. И дотации, и наука, и производство, и забота о пьяницах и тунеядцах, и забота о хулиганах и преступниках. “Ненужной” стала общественная забота даже о здоровой части общества, являющейся становым хребтом культуры, но сидящей на бюджете - о семье и детях, о врачах и педагогах, о науке и новых производствах, о селе и сельском хозяйстве, о многом другом, требующим постоянной заботы и внимания, взращивания как драгоценных цветов культуры, ее хлеба насущного. Вроде бы, каждый занимается “своим делом”, каждый ответствен за себя, свою жизнь, свое благосостояние, свое время и духовную жизнь. Свобода!

Но всего лишь через десять лет стало понятно, что такая “свобода” оказывается стократ хуже былой несвободы. Теперь об освободившемся преступнике никто не печется - вышел из тюрьмы и никому не нужен. На работу его не просто никто не устраивает, но даже не принимает - кому нужен бывший зэк. Вот походил он на свободе, не нужный никому, ни обществу, порой даже и бывшей семье, снова “украл-выпил-в тюрьму”, в итоге сегодня в тюрьмах сидит людей больше, чем в “проклятые сталинские годы”. Хулиганы и двоечники перестали быть предметом заботы - теперь значительная часть общества становится просто неграмотной, молодежь погружается в наркоманию, проституцию, хулиганство и преступность. Не ходим на партсобрания - многие просто не знают, что происходит в мире, и в стране, перестали быть гражданами своего общества, стали маргиналами, толпой. Перестали поддерживать окраины и регионы, и теперь представители самых “высокооплачиваемых” профессий получают зарплату в 3-5 рублей в месяц как в Средней Азии (правда, на Украине больше - профессор получает 200-300 рублей). А мы удивляемся, почему жители этих регионов ударились в торговлю наркотиками и оружием, бандитизм и терроризм, экономические преступления, проституцию и так далее.

Я отнюдь не оправдываю тех людей, которые сегодня пошли путями неправедными, или не могут решить свои проблемы сами. Но понятно даже слабоумному, что винить-то в происходящем надо не только их, но и общество. Причем, не только общество в лице его политиков и чиновников - ельциных и чубайсов (хотя их в первую очередь). Винить надо всех нас, особенно людей грамотных, образованных, активных. За то, что мы захотели жить сами по себе, захотели быть свободными от общества и от общественных забот. Фактически - свободными от проблем обустройства нашего общества как общего дома, от ответственности за него. Потому что мы освободили себя от забот по уходу за домом. Как если бы перестали мыть полы и посуду, вытирать пыль и поливать цветы - хотя бы в общем коридоре, хотя порой и в чужой квартире, а потом удивились, почему началась эпидемия? Как если бы непослушного или неспособного ребенка выгнали из дома…

В итоге, проблемы ушли из (оставшихся в живых) трудовых, школьных, вузовских, армейских коллективов. Но они никуда не делись. Просто теперь эти проблемы переложились на все общество в целом, как бы “в среднем”. И вот уже люди начинают бояться ходить по улицам, боятся за подрастающее поколение (куда-то повернется молодежь, не скатится ли в наркотики или куда еще), боятся за границы государства и за своих детей-солдат. Разрушается наука, давит коррупция и т.д.

Все это и есть плата - плата за свободу от общества. Мы даже не умеем считать деньги, поскольку чаще всего затраты на воспитание - это экономия на тюрьмах, затраты на дотации сельскому хозяйству (которые есть во всем мире) - это экономия на импорте продуктов питания, затраты на некоторые проблемы прилегающих регионов - это экономия на борьбе с наркотиками, военных конфликтах и т.д. и т.д. Конечно, кто-то отгородился от общества заборами и дверцами джипов и так спасается от него. Но это - единицы. Остальные обречены жить вместе.

Возникает банальный вопрос - а что было лучше? Трудиться над обустройством своего общества и жить спокойно, с уверенностью в завтрашнем дне, или жить “свободно” и “независимо” от общественных забот, но постоянно оглядываясь и боясь за себя, за будущее своих детей.

И каждое общество делает свой выбор. Остается лишь вопрос - окончателен ли сегодняшний, “либеральный” выбор нашего народа? Хочется верить, что нет. Хочется верить, что мы осознаем вновь эту ответственность и возьмем на себя груз обустройства своей жизни, найдем организационные формы, найдем силы и средства, чтобы бороться за общество и за себя. Преодолеем растерянность и страх. Если не мы - то кто же? И общество готово к действиям по обустройству своего дома - даже хулиганов на улицах начали одергивать, чего уже давно не было.

Потому что за спокойствие и оптимизм тоже надо платить - трудом и ответственностью за общее дело, за общий дом. Но это лучше, чем платить разрухой, страхом и кровью за свободу от общества для незначительной части этого общества.

Хотя теперь, чтобы снова наладить полуразрушенный дом, сил надо будет больше. Ибо собирать камни труднее, чем их разбрасывать.

назад к оглавлению

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz