Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





С.Б.Горбачев

РАБСТВО И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Когда сейчас заговариваешь о рабстве как общественном явлении, обычной является такая реакция собеседника, как удивление: ведь все это было давно, в эпоху рабовладения, ну, максимум, в XIX веке; а после того как прогрессивный американский Север победил косный и отсталый Юг, для “цивилизованного общества” рабство совершенно не характерно. Миф о том, что в современном либеральном обществе рабство совершенно невозможно, т.к. одной из главных ценностей этого общества является свобода индивида, выступает как один из основополагающих в либеральной идеологии. Вот с этим-то и хотелось бы поспорить.

Прежде всего, совершенно противоречит действительности широко распространенная точка зрения, что древние общества (в особенности восточные) были основаны на труде рабов. На Древнем Востоке рабство было развито весьма слабо. Основной производительной силой являлись полноправные крестьяне-общинники, и государство обычно всеми силами поддерживало этот слой и препятствовало распространению рабства. Обратимся в качестве доказательства к законам Хаммурапи (Вавилон), совершенно необоснованно заклейменным в либерально ориентированной историографии как “бесчеловечные” (причина тому – в их явном стремлении воспрепятствовать формированию частнособственнических отношений). Рабом человек в то время мог стать либо в случае захвата в плен, либо если не мог выплатить долги (“долговое рабство”). Законы Хаммурапи пытались ограничить оба эти пути. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, необходимую сумму должно было дать дворцовое хозяйство, т.е. казна. Срок же долгового рабства не должен был превышать трех лет – после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным. Отдельно хотелось бы остановиться на судьбе самих рабов и, как это ни дико звучит, на их правах. Рабы имели право на семью и хозяйство, дети их становились полноправными. Рабы, оказавшиеся во владении общинных групп, обычно включались в состав семьи; в случае, если раб попадал к частному собственнику, последний нес ответственность за него и его жизнь. Такое отношение в целом характерно для Древнего Востока, где в рабе видели прежде всего человека, а не средство производства. Классическое рабство, при котором раб был совершенно бесправен, в древности существовало лишь в Риме периода империи, а в менее отдаленном прошлом – в Америке после ее колонизации европейцами.

В современном мире, несмотря на все декларации прав человека, рабство существует, причем в гораздо более массовых масштабах, чем в древности, и в более уродливых формах – поскольку официально это явление даже не признается, а потому прав современные рабы не имеют никаких. Причем этот феномен свойственен не только современному Востоку, но и Западу (по мнению авторитетного исследователя А.А.Зиновьева, высказанному им в книге “Запад”, в процентном отношении класс рабов в Римской империи был менее многочисленным, чем класс современных рабов в западных странах), и распад Советского Союза в большой мере ему способствовал. В 90-е годы XX века массовый характер на территории СССР стала принимать работороговля, когда бандиты хватали людей прямо на улицах и увозили в неизвестном направлении (факт совершенно немыслимый ни в СССР, ни в Вавилоне периода Хаммурапи). Другой широко распространенный способ обращения в рабство наших граждан – обещание им работы и “сладкой жизни” на Западе. Если человек выехал туда без рабочей визы (а с гостевой или туристической, как чаще всего и бывает) и начал работать – он уже нелегал, и как таковой интересует местные власти исключительно с криминальной точки зрения – меньше всего они намерены защищать его права. Положение нелегальных рабочих на Западе волне сопоставимо с положением рабов в Древнем Риме. “Хозяин” может заставить их работать по 15 часов в сутки, может перепродать другому, разумеется, ничего при этом им не платит. Если уж это не рабство, то что тогда? Вызывает тревогу и то, что на Запад стремится уехать в основном молодежь. Если кто-то из них потом и возвращается, то с серьезно подорванным здоровьем: налицо проблема сохранения генофонда и национальной безопасности. Конечно, могут возразить, что все это относится только к нелегалам, а ведь есть и легальный выезд на заработки за рубеж. Все так. Однако нелегальный вывоз рабочей силы намного превышает легальный. Так, по данным Е.В.Тюрюкановой (Подалась Наташа за рубеж на заработки // Труд-7 от 3.02.2000.), в 1998 году легально выехали за границу 32500 человек, и почти 300000 – нелегально.

В заключение хотелось бы сделать вывод: в существовании современного рабства на Западе заинтересован сам Запад. Там существует много грязной низкооплачиваемой работы, которую сытый западный человек сам делать не хочет, предпочитая получать пособие по безработице. Гораздо лучше доверить ее нелегальному иммигранту из стран третьего мира (которому можно и не платить), а самим делать вид, что и проблемы никакой не существует.

назад к оглавлению

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz