Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года) |
| |||
|
Традиция как философский принцип опознания бытия человека, народа, социума. Сейчас необходим философский прорыв в познании категории “традиция”. В нашей литературе до сих пор широко распространены за редким исключением натуралистические и социоцентрические концепции, особенно в конкретных науках (например, в этнографии и этнологии, культурологии, использующих понятие традиции преимущественно в аспекте анализа “обычаев”, “обрядов”, “национальной психики” или, как сейчас принято называть, “менталитета”), в которых “традиция” осмысливается как “отвлеченное” и “внечеловеческое” начало, как способ принудительной, стандартной, стереотипизированной организации жизни какой-либо общности людей. Типичным и пожалуй самым интересным (для нас) примером в этом отношении является современное учебное пособие для вузов И.В.Кондакова “Введение в историю русской культуры”. Автор начинает анализ русской культуры с обнаружения “общего основания” социокультурных процессов и явлений. “Можно предположить, пишет он, что таким общим основанием в каждой национальной культуре является совокупность наиболее значимых условий внеисторического (или надысторического) характера, к которым относятся такие факторы, как геополитическое положение, ландшафт, биосфера (и иные показатели среды обитания), фундаментальные свойства данного этноса..., образующие в сочетании с многочисленными историческими факторами представление о национальном своеобразии народа и его культуры, о национальном характере и национальной исторической судьбе, о национальном “образе мира” (т.е. формах мироощущения, миросозерцания нации, проявляющихся затем в мифологии, фольклоре, обычаях и обрядах, формах религиозного культа, а позднее в философии, литературе и искусстве, общественно-политического, государственно-правового, морально-этического самоопределения нации и т.д.)”. Для описания всех этих многообразных явлений автор учебника использует явно расширительно трактуемое понятие “менталитет” (или “ментальность”). А понятие “традиция”, призванное, на наш взгляд, выявить общие метафизические смыслы и значения перечисляемых автором явлений, так или иначе ассоциирующихся с вопросом национального своеобразия, понимается в старом “духе” как предание, ритуал и т.п.В отличии от этого мы переводим социальную и социокультурную проблему традиции, философско-антропологически нами обоснованную, в плоскость методологии. С этой точки зрения традиция предстанет как универсальный философско-антропологический принцип конкретно-исторического национального (и на этой основе метанационального) опознания бытия человека, народа (этноса), социума. Антропоцентризм вот суть традициологии. Наше понимание традиции сфокусировано на человеке как смыслонесущем центре традиционного национального бытия. Применительно к нашим познавательным задачам названный подход сводится к поискам ответа на вопрос: как и зачем человек творит традицию, а она творит человека? Этот подход можно рассматривать как своего рода “антропологический компас” , посредством которого выявляется и постигается суть традиции сущность образа человека в ней самовыражение человека (самостановление и самобытие) в диалектике деятельной сущности и существования.Наметим основные линии методологического раскрытия философско-антропологического подхода к анализу традиции. Во-первых, этот подход должен раскрываться как система понятий и ценностей, т.е. выявленных смыслов и значений человеческого бытия, опирающаяся на частно-научное знание (в области социологии, культурологии, истории, этнологии и т.д.) и представлена в контексте социально-духовной атмосферы бытия этноса и социума. Человек объект и субъект аксеологического мировосприятия, мировоззрения. Например, Кант, Гегель и Фейербах ставили и решали вопрос, каким способом человек только и может выявлять ценностные характеристики сущего. Они показали, что человек должен смотреть на мир так, как если бы он обладал модусом абсолютного бытия, был бы ориентирован только на “быть”. Только в этом случае возможна оценка, хотя фактически этим свойством человек не обладает: он слаб, конечен, отчужден. В ходе оценки человек формирует мировоззренческую картину мира, в котором он фактически живет, разную в различных традициях. Вне традиции выработка ценностей невозможна. Традиция оказывается центром абсолютного человеческого бытия. Под системой ценностей или высших человеческих смыслов и значений мы понимаем такие состояния коллективного национального духа, которые мотивируют человеческую деятельность посредством специфической культуры общества и этноса. Культуру народа можно определить как “процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определенных ценностей или жизненных смыслов”. Следует подчеркнуть осознание традиции как тотального человеческого качества или как универсальной экзистенциальной ценности. Когда традиция осмысливается лишь на уровне нормативного социального поведения (даже безотчетного на основе обычая и привычки) индивида в обществе, ценностные качества человека и традиции не самоочевидны, не рефлектированы. Традиция обретается, осознается, это не воздух, которым живет человек, даже не замечая этого. Она естественная и первичная “территория”накопления, хранения, возвышения и трансляции экзистенциальных ценностей человека (жизни, смерти, любви, семьи, свободы и т.д.). А потому и есть, пожалуй, самая надежная область нашего аутентичного (в том числе и этнического) существования. А потому, традиция источник исторической, культурной и национальной относительности ценностного постижения мира, критериев добра и зла, прекрасного и безобразного, истины и заблуждений, справедливого и несправедливого, религиозных систем “искупления” и “спасения” человека. Во-вторых, мы осмысливаем традицию исходя из понимания человека как субъекта материального и духовного производства, в котором материализуются потребности в труде, познании, оценке, общении. Отсюда возникает необходимость более содержательной и системной интерпретации роли человеческих потребностей в становлении и развитии человека и его традиции. Происхождение и функционирование, таким образом, любой традиции должно быть исследовано и с точки зрения потребностного подхода, который позволяет понять, как в традиции человек (этнос) реализуют свои “сущностные силы” (К.Маркс). В любой традиции отражается основное противоречие человеческого бытия между осознанием силы и неотвратимости человеческих потребностей и их всегда конкретно-исторической и ограниченной реализацией. Человек, живущий в традиции, есть потребность возникнуть, стать, быть, самоутвердить свое жизненное потребностное состояние. В-третьих, применение философско-антропологического подхода должно выявить “идеальный тип” традиции, исследование которого возможно в относительной абстракции от ее конкретно-исторических модификаций. Как известно, под “идеальными типами” М.Вебер понимал идеальную модель того, что целесообразно и отражает интересы человека “здесь” и “теперь”. “Идеальные типы” выступают в качестве критериев и ориентиров, на основе которых нужно и должно корректировать всякое бытие социума. “Идеально-типическое понятие представляет собою усиление известных черт данной совокупности культурных явлений до утопичности. При этом отыскиваются именно те ее черты, которые являются наиболее характерными и существенными для нее и в тоже время в различной мере свойственны и другим культурным явлениям. Именно по этой последней причине идеальный тип и является типом”. Несмотря на то, что “идеальный тип” никогда не соответствует полностью действительности и несет в себе утопический момент, тем не менее он есть необходимая, общественно-значимая сущность и привносит целесообразность и упорядоченность в мышление и поступки людей, а также служит неким методологическим ориентиром осмысления решения практических задач, прогноза социальной жизни. Реализация веберовской мысли означала бы доказательство познавательной (эвристической) ценности этой методологии. В-четвертых, последовательность анализа явлений традиции должна быть задана единством историко-критического и логико-познавательного принципов исследования. Это означает выявление реального процесса осознания традиции в истории народа, опираясь на философскую гуманистическую мысль, признавая антропологическую природу сущности этноса и социума человека мировоззренческого носителя традиции. В частности, С.Л.Франк указывал, что сущностным свойством (и в этом его своеобразие) русского мировоззрения и национального народного характера (мы можем сказать традиции в целом) является антропоцентризм .Историко-философским оправданием и подтверждением истинности антропологического образа традиции этноса может служить, на наш взгляд, та универсальная логико-гносеологическая схема, в соответствии с которой русские философы, как отмечается в нашей литературе, предметом именно философской интерпретации делали те идеи, которые считали традиционными для русской души и русского духа, т.е. ментальными и мировоззренческими установками для мировосприятия и жизнеустройства. Например, почти всеми русскими философами выделяется идея соборности. Н.А.Бердяев всю жизнь изучает свободную творческую деятельность как ключевой мировоззренческий принцип. Ф.М.Достоевский в качестве системообразующего компонента русской традиции отмечает идею религиозности русского народа (поиски “русского Христа”, русский народ “народ богоносец”) и его социально-религиозный мессианизм. Идея любви, братства, сердечного отношения человека к другому как ментальную, выделяют Б.П.Вышеславцев, Н.О.Лосский, Г.С.Сковорода, Л.Н.Толстой. У И.А.Ильина главным принципом выступает сильная государственность, в которой он видел особенность мировоззрения русского народа, русской традиции в целом.В СССР (в отличие от русской эмиграции) основные онтологические начала русского мировоззрения (в частности, идеи коллективистского (общинного) способа организации русской жизни, сильной идеократической государственности)исследовались преимущественно в марксистском материалистическом варианте. Современный либерализм в России полагает это обстоятельство следствием “духовного тоталитаризма” и сталинского монизма. “Однако при внимательном анализе видно, пишут авторы современного учебника по философии, что это закономерный ход развития русской культуры, в которой, как и в любой другой культуре как целостности, есть место двум противостоящим и взаимно дополняющим друг друга традициям идеализма и материализма. Причем, что особенно важно, при этой трансформации остались прежними основные смыслы и принципы организации жизни человека, которые существуют прежде философских решений, т.е. не утрачено главное антропоцентризм русской культуры и философской традиции, который закономерно перевел русскую культуру от строительства “града небесного” (идеально-духовных, в том числе философских, моральных конструкций) к созиданию “града земного” попытке построить на земле “царство Божие” общество основанное на идеалах морали, правды, добра и справедливости. Здесь, в русской традиции, скрыты корни и формы преемственности философских эпох, которые потому не противоположны, а взаимонаследуемы. Попытки разделить эпохи, разорвать историю или вернуть ее вспять потому невозможны”.Революции в России и последующий советский (коммунистический) общественный строй детище смыслов и значений русского мировоззрения и русского менталитета. Впервые в мировой истории наша традиция сыграла качественно новую роль роль в генезисе и развитии социального мирового направления в эволюции человечества, альтернативным и успешно конкурирующем с тем проектом, который был задан западной традицией. Марксистскую идею о материальной жизни общества как базисной и приматной ценности социума не считаем ложной. Но должна быть не ложной и ее русская интерпретация, которой нам всегда не доставало. Речь не идет о расширении марксизма до Бердяева. Мы подчеркиваем необходимость чтения русскими по духу, аутентичного и неидеологического, и того и другого. Лишь сейчас в период западнизации России стало самоочевидно решающий антирусский удар против нашей страны в 80-х гг. прошлого века лишь маскировался Западом антикоммунизмом (антимарксизмом). В-пятых, необходимо развитие основных вопросов традициологии на основе всего ценного и положительного, накопленного как в историко-материалистическом, так и религиозно-идеалистическом опыте познания. Мы исходим из принципа взаимодополнительности “истины”. И, наконец, философский принцип традиции как исторической судьбы человека и его народа позволит обнаружить и обосновать роль традиции в оценке и преодолении нынешней “смуты” в России, суть которой заключается в отчуждении от русской традиции а потому ведущей Россию по исторически тупиковому пути развития. Возможно, как мы полагаем, определить основные принципы отношения человека к миру, выражающие существо его духа и ментальности, и влияющие на возможность выбора общественной деятельности. Содержание выбора (свободы) определяется ценностями, которые задает человеку его традиция, как базовое условие надежного и устойчивого жизнепрояления, стремления к установлению социальной справедливости. Быть человеком и народом своей традиции значит сохранять свою культурную и идеологически-национальную суверенность. Человека надо учить быть народом. Русская традиция вот единственный и предельный источник народной силы, ее пассионарной энергии, “мужества быть”, которая способна принять на себя все тревоги, заботы и надежды нашего бытия в период “страшных лет России”. В традиции человек “копит первичное ощущение жизни”, находит возможность бороться с безликим американским глобализмом и космополитизмом, отстаивать национальный оптимизм и патриотизм, противостоять национальному унынию, апатии и призывать народ на сопротивление угрозам своего национального бытия. Предлагаемая концепция включает в себя прежде всего:
Важным моментом всей истории общечеловеческой гуманитарной мысли, на наш взгляд, являлось обнаружение таких характеристик существования индивида в мире, которые делают достаточным и необходимым его действия в рамках своей традиции, для его выживания и обеспечения “национальной безопасности” народного бытия. Традиция это живой и органический канон человеческого бытия, в котором человек удовлетворяет свои глубинные антропологические и экзистенциальные (назовем их традициогенными) потребности:
Эти потребности суть “антропологические корни” традиции. Их реализация позволяет быть отдельному индивиду (народу), оставаться самим собой, существовать “национальной безопасности” в стране. Национальный дух на уровне духовного и социального бытия закрепляет сознание о мире “как опоре, утешении, обозрении и убежище” (К.Ясперс). Бытие в традиции гармонизирует диалектическое противоречие природного и социального в человеке, погруженном в повседневное эмпирическое бытие. Имеется в виду противоречивое единство человека и бытия: с одной стороны, он вовлечен, включен в бытие, а с другой обособлен (отчужден) от него. После К.Маркса метафизика этого вопроса в XX веке глубоко разрабатывалась, например, М.Хайдеггером. У него человек выполняет роль “хранителя бытия”, это чуть ли не предельная вовлеченность в бытие, что явилось важной интенцией, определившей движение познания бытия в XX веке. Исторический человек не самодостаточен и не чужд бытию. Человек открыл свою подлинную роль в бытии сохранять и беречь его для потомков. М.Хайдеггер впервые предложил различать “подлинное” и “неподлинное” бытие на основе вовлечения в него человека. Предельная же вовлеченность в бытие возможна, как мы полагаем, на основе принятия традиционной системы ценностей и жизни в ней; таким образом, традиция обеспечивает включенность человека в бытие: как истина (смысл), опора, надежда, мечта о должном (осмысленном и желанном) бытии. Разрывы в этих линиях внутри повседневности являются источником трагических экзистенциальных противоречий, “жизненной драмы”. Жизнь народа конкретного индивида, осмысленная вне традиции, всегда будет оставаться безопорной, без “камня веры”, маргинальной. Как следствие тоска по земле, где человек родился и вырос, как тоска по чему то подлинному, высокому, доброму.В духе своего народа “человеческая экзистенция”, понятая в рамках своего “культурно-исторического типа” (Данилевский Н.Я.), специфики “своей” цивилизации, находит метафизические смыслы бытия, которые, важно подчеркнуть, при этом не рационализируются (это удел философского познания). Применительно к традиции можно говорить лишь о “гнозисе” в его старом метафизико-религиозном понимании как живом и конкретном (чувственно-наглядном) переживании (вере) смыслов бытия своего и народа, мира; как диалектическом синтезе мнений и верований многих поколений. На идеальном уровне традиции это, следовательно, верознания и символы (знаки), закрепленные в обычаях и ритуале, выявленные с помощью логико-гносеологического анализа. Поскольку эти смыслы носят метафизический характер, человек должен быть “консерватором” по отношению к гнозису (“истинам”) традиции, открытому в прошлом и опредмеченному в эмпирической национальной истории. “Истина не с меня начинается, писал Бердяев, и я бы не поверил в истину, которая с меня началась бы... Раскрытие истины мной, моим поколением лишь продолжается и я обязан быть не только революционером, но и консерватором”.Всякие призывы к “созданию” новой национальной идеи для современной России представляются нам поэтому политическим субъективизмом и релятивизмом по невежеству. С другой стороны традиция не антитезис творчеству исторического человека. Как и все в мире она тоже изменяется. Традиция не Агасфер (“вечный жид”), обреченный проклятием И.Христа вечно существовать и странствовать по земле и быть вечно неизменным (“застывшим как лед в своей неподвижности”) в нашем изменяющемся и развивающемся мире людей. Хотя степень ее диалектической рефлексии, стиль традиционного поведения, допустимые пределы инноваций, не ведущих к универсальному разрушению бытия, в разных культурах, например, русской, китайской, еврейской различны. Традиция это “народный гнозис”, мудрость, а потому “поучение”. “Традиция, пишет великий русский советский композитор Г.В.Свиридов, народная мудрость, из которой (творческая личность) человек извлекает для себя поучение. Но жизнь никогда не повторяется буквально, а всегда бесконечно разнообразна, поэтому такое поучение никогда не может быть раз и навсегда усвоенным рецептом для поведения” .В основе прорыва к современной цивилизации, как известно, лежал научно-технический и экономический прогресс. “Экономический человек” заместил “традиционного человека”. В религии этот переход на Западе зафиксировал протестантизм: человек образ и подобие частной собственности. “Экономический человек” как парадигма новой традиции (традиции буржуазной духовности) блестяще охарактеризован К.Марксом, М.Вебером, Н.Бердяевым и другими. О психологии человека буржуазного мира, основывающего свою деятельность на принципах либерализма, утилитаризма, индивидуализма и рационализма, так писал К.Г.Юнг: “...прилежный, боязливый, смиренный, предприимчивый, алчный, страстно хватающийся за блага мира сего собственность, здоровье, знание, техническое мастерство, общественное благополучие, политическую власть, приобретение территорий и т.д.”. Именно эти ценности “экономического человека” хотят “вписать” сегодня отечественные реформаторы в культурно-экономическое пространство России, на протяжении веков жившей в традиции, по духу, мировоззренческим и ментальным особенностям в корне отличающейся от индивидуалистической традиции Запада. “Наша национальная культурная традиция, пишет И.Василенко, с подачи западников третируется как домодернизационная, отсталая, обреченная на роль запоздалого эпигона ушедшей далеко вперед западной культуры. Такое откровенно эпигонское самосознание серьезно разрушает национальную культурную идентичность на массовом уровне: нация теряет самоуважение”. Изменить и заменить традицию, не разрушив онтологию человека, невозможно.Предложим возможную дефиницию категории “традиция”. “Традиция, на наш взгляд, есть система целевых и нормативных антропологических (мировоззренческих и ментальных) представлений и установок, объективированная в ритуале, опосредованная культурой народа, выражающая сущностное ядро человеческого существования и мотивирующая деятельность и поведение людей” .В заключение выделим три ключевые идеи, определившие концептуальную основу наших взглядов. Во-первых, традиция есть фундаментальное антропогенетическое качество человека, народа, социума. Во-вторых, традиция подлинная герменевтика национальной истории народа, его духа и души. Бытие народа это совокупность в этом плане “культурных текстов”, понимаемых в самом широком смысле. Наша социокультурная феноменальность включает в себя все начиная с русского пейзажа и особенностей русской избы, и крестьянского свадебного обряда... восстания на броненосце “Потемкин” и кронштадтского мятежа... и кончая, например, современными национальными театральными спектаклями Т.Дорониной и песнями Л.Корнилова. Понять традицию выявить и понять язык (смыслы и значения) “культурных текстов”. В-третьих, традиция есть объективный закон исторического самоопределения народа, его эмпирической истории и исторической судьбы. Именно она детерминирует, на наш взгляд, особый, самодостаточный и подлинный путь развития каждого народа. У каждой традиции свой путь в Дамаск. Народ не может успешно исторически действовать вопреки своим мировоззренческим и ментальным установкам. В традиции отражен объективный смысл и границы развертывания в истории национального духа. Игнорирование этого приводит, еще раз подчеркнем, к разрушению национальной онтологии. Традиции не “следуют”, ее не “соблюдают”; в ней человеческий индивид и страна живут в меру своего самопознания и исторических объективных обстоятельств. Русская традиция это закон социально-духовного развития России ее истина, путь и жизнь. Действие этого объективного закона создает онтологическую возможность русскому человеку быть самим собой, жить и исторически действовать, как велит ему национальный дух.Национальная история любого народа есть зеркало его традиции. ...Сейчас необходимо каждому русскому человеку выстрадать, освоить и завоевать великое наследие Русской Традиции самой своей жизнью, прожитой так, чтобы можно было повторить слова великого русского поэта Н.М.Рубцова: Перед всем Старинным белым светом Я клянусь: Душа моя чиста. |