Поворот к Востоку
П.Н. Савицкий
Есть некоторая постоянно отмечаемая аналогичность в положении,
относительно мира, Франции времен Великой революции и России текущих
годов. Но кроме детальных и частных, существует основное различие, быть
может, чреватое будущим... Тогда, как и теперь, существовала Европа и
Европе одна из европейских стран несла "новое слово"; страна эта, выйдя в
революционном порыве за старые политические свои границы, завоевала почти
всю Европу, но когда осеклась в завоеваниях, остальная Европа,
соединившись в коалицию, сумела обуздать ее и оккупировать войсками. И
Россия перед войной и революцией "была современным цивилизованным
государством западного типа, правда, самым недисциплинированным и
беспорядочным из всех существующих" (Г. Д. Уэльс). Но в процессе войны и
революции "европейскость" России пала, как падает с лица маска. И когда мы
увидали образ России, не прикрытый тканью исторических декораций, мы
увидали Россию двуликой... Одним лицом она обращена в Европу, как
европейская страна; как Франция 1793 года, она несет Европе "новое слово" на этот раз новое слово "пролетарской революции", осуществленного
коммунизма... Но другим ликом она отвернулась от Европы... Уэльс
рассказывает, что "Горького гнетет, как кошмар, страх перед поворотом
России к Востоку..." "России к Востоку". Но сама Россия не есть ли уже
"Восток"?..
Много ли найдется на Руси людей, в чьих жилах не течет хазарской или
половецкой, татарской или башкирской, мордовской или чувашской крови?
Многие ли из русских всецело чужды печати восточного духа: его мистики,
его любви к созерцанию, наконец, его созерцательной лени? В русских
простонародных массах заметно некоторое симпатическое влечение к
простонародным массам Востока, и в органическом братании православного с
кочевником или парием Азии Россия поистине является
православно-мусульманской, православно-буддистской страной.
Большевики воздвигли гонение на православие и поругание всякой веры.
Это так. Но с тем большей ясностью, подчеркнутая всей силой контраста,
выступила религиозная настроенность и обращенность тех русских и нерусских
масс, чьим движением и чьим дыханием жив большевизм...
Большевистское надругательство или большевистский индифферентизм к вере
дают для понимания России так же мало, как и большевистские попытки
осуществить на практике велеречивые вещания Маркса.
Именно потому, что Россия есть не только "Запад", но и "Восток", не
только "Европа", но и "Азия", и даже вовсе не Европа, но "Евразия", именно поэтому к той исторической сущности, которая заключалась в Великой
революции французской, присоединяется в революции Русской некоторая
другая, еще далеко не раскрывшаяся сущность... Французская революция была
революцией, происшедшей в европейской стране с 25 млн. населения и 540
тыс. кв. км. пространства. Русская революция происходит в стране, не
всецело или вовсе не "европейской", и притом в стране со 150 млн.
населения и 20 млн. кв. км. пространства. Франция есть часть Европы.
Россия же составляет "континент в себе", в определенном смысле
"равноправный" Европе... Для союзников 1814-1815 года оказалось доступным
усмирить и оккупировать Францию. Какова должна быть новая коалиция, чтобы
для нее стало возможным усмирить и оккупировать Россию?.. Великая
французская революция это один из эпизодов европейской истории. Русская
революция есть не только эпизод европейской истории.
В современности сплетаются две проблемы. Одна затрагивает глубинные
вопросы бытия и творчества культуры, другая переводит слова идеологических
обозначений на конкретный язык культурно-географической,
культурно-исторической реальности.
В безмерных страданиях и лишениях, среди голода, в крови и в поте,
Россия приняла на себя бремя искания истины за всех и для всех. Россия в
грехе и безбожии, Россия в мерзости и паскудстве. Но Россия в искании
и борении, во взыскании града нездешнего... Пафос истории почиет не на
тех, кто спокоен в знании истины, кто самодоволен и сыт. Пламенные языки
вдохновения нисходят не на beati possidentes, но на тревожных духом: то
крылья ангела Господня возмутили воду купели.
В мире как будто нет изменений, кроме того, что в благоустроенном
культурном мире более нет России. И в этом отсутствии изменение. Ибо в
своем особого рода "небытии" Россия в определенном смысле становится
идеологическим средоточием мира.
В переводе на язык реальности это значит, что на арене мировой истории
выступил новый, не игравший доселе руководящей роли
культурно-географический мир. Напряженный взор презирает в будущее: не
уходит ли к Востоку богиня Культуры, чья палатка столько веков была
раскинута среди долин и холмов Европейского Запада? не уходит ли к
голодным, холодным и страждущим?..
Мы во власти предчувствия... И в этом предчувствии можно обрести
источник самодовольства, особого его вида самодовольства страждущих...
Предаться самодовольству это значит погибнуть. Нельзя скрывать того, что
считаешь истиной. Но нельзя успокаиваться в предчувствии. Не квиетизмом,
но подвигом совершенствования созидается дело истории. Кто возгордится,
того покидает благодать искания. И на самоуверенных падает проклятие
бесплодности... Нет неизбежного. Есть возможное. Только путем напряженного
творчества, без боязни покаяться в ошибках и сознаться в слабостях, только
ценой непрерывных усилий, осуществляющихся в рамках открытого воле
"пластичного" мира, возможное станет действительным
|