Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





Рустем ВАХИТОВ ©

ДОКУМЕНТ ДУХОВНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ
(о книге Рудольфа Лившица "Провинциальная демшиза.
Взгляд из глубинки", М., ЭКСМО-Пресс, 2003)

1.
С какой целью пишутся рецензии на вновь вышедшие книги? Думается, для того, чтобы привлечь внимание к книге читательской аудитории, либо ввиду высоких достоинств книги, либо ввиду ее бросающихся в глаза недостатков (и то, и другое, разумеется, только лишь с точки зрения автора рецензии, поскольку ни один рецензент и критик не может, а если он вменяемый и культурный человек, и не захочет выступать в роли некоего рупора безапелляционной "истины в последней инстанции"). Но бывают еще случаи, когда автор книги и автор рецензии — в той или иной мере единомышленники, делают одно общее дело, и рецензия и книга обращены не только к политическим противникам, но и к соратникам. Тогда ко всем вышеуказанным мотивам добавляется еще один — мотив совместной борьбы за схожие идеалы. И так же, как солдаты перед боем обдумывают свои ошибки и удачи, также и рецензент, писатель и читатели — политические единомышленники могут делиться своими сугубо практическими замечаниями.

2.
Я держу в руках книгу Рудольфа Львовича Лившица "Провинциальная демшиза: взгляд из глубинки", выпущенную в Москве, в издательстве "ЭКСМО-Пресс", в нынешнем, 2003 году. Р.Л. Лившиц — ученый, публицист, коммунист-патриот, частый гость на страницах "Советской России" и других газет. В книге собраны его статьи, написанные в период с конца 90-х по 2002 год. Сам автор просит считать его книгу документом духовного сопротивления антинародному современному политическому режиму. Так оно, собственно и есть: перед нами не только сборник публицистики, но и человеческий документ. С его страниц встает образ советского ученого, интеллигента, преподавателя вуза, которому больно смотреть, как разрушается, деградирует, дебилизируется и погружается в пучину нищеты, бескультурья, наркомании и преступности его родной и любимый им город Комсомольск-на-Амуре, его родная страна — Россия, великая и могущественная советская цивилизация. Острый глаз публициста замечает признаки этого вырождения везде. Вот в подъезде его дома в самом центре города появились крысы — вестники превращения цивильного советского города в капиталистическую трущобу ("Крысы в городе"). Вот, откликнувшись на "утку" теледиктора-демократа, на площадь приходит 20 000 жителей Комсомольска, для того чтобы встречать корабль с инопланетянами, другими словами, 20 000 человек, некогда бывшие нормальными, образованными, уравновешенными и здравомыслящими людьми, а теперь превратившиеся в калек с покореженным либеральными СМИ сознанием ("Великий эксперимент Михаила Павлова"). Вот в центре города бандиты бросают бутылки с зажигательной смесью в кафе, чтобы наказать хозяина, и погибают ни в чем не повинные подростки, эту кошмарную историю Лившиц не без оснований на то рассматривает как символ нашей эпохи, как жертвоприношение кровожадному идолу Капитала ("Жертвоприношение в Комсомольске"). Вот в московском метро светится реклама "безопасного секса", это становится поводом для глубокого и меткого анализа той подлинно человеконенавистнической, сводящей человека до животного идеологии, которая исподволь внедряется в России ("Кто выбирает безопасный секс"). Вот факт убийства Старовойтовой и реакции на него либеральных СМИ, легший в основу рассуждений о терроре и бандитизме в России ("Обыденность террора"). Несмотря на свою принадлежность к цеху ученых, Лившиц не лишен и лирических наклонностей. Подобно герою поэмы Владимира Маяковского, который беседовал с водокачками, понимал "язык трамвайский" и мог сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб, герой лирически-публицистических сочинений Лившица разговаривает с "глубокоуважаемым трамваем", напоминая ему, что они знавали и лучшие времена, когда город рос и отстраивался, в трамвае ездили веселые, верящие в мечту люди в рабочих спецовках, и сам трамвай был новехонек, задорно звенел звоночками, и все было не как сейчас ("Глубокоуважаемый трамвай"). И подобно революционному поэту, который умел переходить от высокой патетики к пронзительному лиризму, а от лиризма к заразительному юмору и едкой сатире, публицист Лившиц хлещет по щекам перерожденцев, которые в одночасье стали демократами и либералами ("Иван Филиппович не меняет профессию"). При этом Лившиц экспериментирует, находит новые, удачные формы: открытого письма депутату, написанного от имени "мастера надомного труда" ("Ближе к массам!"), художественно-публицистического рассказа ("Заплата", "Сапожки для Алины Петровны").
При всем при том Лившиц остается ученым-обществоведом. Он не просто ностальгически вспоминает советское жизнеустройство и возмущается сегодняшним разором, нет, он стремится выявить причины рокового поворота страны в сторону западных, буржуазных ценностей. И тут Лившиц полностью солидарен с известным российским политологом Сергеем Георгиевичем Кара-Мурзой — наши "реформаторы" провели над советским народом чудовищный психологический эксперимент — широкомасштабную операцию по манипуляции сознанием. Технологии подобного рода основаны на новейших знаниях по психологии, культурологии, теории коммуникации, информации, журналистики (на Западе, между прочим, целые научные институты изучают воздействие той же политической и коммерческой рекламы на массы, и управляемость западного общественного мнения очевидна). Все это подробно описываются в книге С.Г. Кара-Мурзы "Манипуляция сознанием". Но Лившиц творчески подходит к концепции Кара-Мурзы, он не только популяризирует ее основные идеи, он развивает их. Пример такого подхода — созданная Лившицем концепция демшизы ("Демшиза").
Демшиза, по Лившицу, это не ругательство, а точный социологический термин, обозначающий известный общественный феномен. Речь идет о некоторой части наших демократов (в основном "первой волны"), страдающих тяжким помрачением сознания. Это выражается в неспособности их адекватно оценивать реальность, подверженности одиозным догмам, истеричности, неумении вести дискуссию с оппонентами и т.д., и т.п. Типичный пример демшизы — Валерия Ильинична Новодворская, которая свято верит, что американские самолеты бомбили Багдад исключительно в силу желания американского руководства делать Ирак "свободным", а нефтяные интересы тут и не при чем. Другой не менее типичный пример демшизы — заклинания Немцова и Чубайса о том, что частное управление всегда и везде, независимо от конкретных условий, эффективнее государственного, а потому надо все взять и … приватизировать.
Демшиза — порождение машины либерального агитпропа, ведь демшизики — бывшие советские люди, которым искусно подменили лозунги не лучших образцов советской пропаганды на не менее примитивные лозунги пропаганды антисоветской. В то же время демшизики и активные проводники в жизнь идей либерализма по-американски. Концепция демшизы — мощное оружие в руках патриотов, для того, чтобы победить врага, нужно ведь его изучить. И сам автор этой концепции — Р.Л. Лившиц показывает, каким образом она может начать практически работать в деле развенчивания либеральной пропаганды. Все художественные и сатирические опыты Лившица из данной книги в конечном итоге восходят по своим основным идеям к указанному анализу сознания и мировоззрения наших демократов — разрушителей Отечества и социалистического жизнеустройства. Так что книга Лившица — своеобразный литературный ансамбль, который имеет свое интеллектуальное основание, крепящие конструкции и в то же время — внешние, наружные украшения.

3.
Свой режим катайстройщики именуют демократией, но на самом деле он представляет собой разновидность информационного тоталитаризма. Оппозиция лишена доступа к электронным СМИ, народ находится под прочным колпаком либерального телевидения, которое только лишь создает видимость плюрализма, выпячивая микроскопические различия между партиями капиталистических "реформ" — СПС, "ЯБЛОКО", ЛДПР. В этих условиях оппозиция при доведении до масс своих идей должна руководствоваться суворовским правилом: "не числом, а умением". У оппозиции меньше публицистов, чем у власти, публицисты-патриоты ограничены рамками информационного влияния нескольких газет, журналов и издательств. Но это значит только, что они просто обязаны писать ярко, талантливо, глубоко — так, чтобы привлекать внимание публики совершенной формой и глубоким содержанием своих материалов в противовес дешевому ерничанью и "жареным" репортажам деятелей демагитпропа, имя которым — легион.
Отрадно признать, что статьи, составившие книгу Р.Л. Лившица, полностью отвечают этим критериям. Жаль только, что тираж книги невелик — всего 3 тысячи экземпляров. Второе издание этого документа духовного сопротивления было бы очень кстати.

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz