Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года) |
| |||
|
(г. Уфа) МУТАЦИЯ ДЕМОКРАТИИ (по поводу статьи Владимира Семенова “Навстречу друг другу по параллельным улицам. Гражданское пространство – это общежитие меньшинств”, “Независимая газета”, №184, 3 октября 2001 года)
Не причисляю себя к когорте демократов и западников, но все же не могу отказать себе порой в чтении либеральных публицистов. Объясняется это специфичным родом моих занятий; будучи кандидатом философских наук я интересуюсь структуралистским анализом идеологических дискурсов. То есть либерализм меня интересует как идеология, причем, идеология особого рода – получающая свое выражение не в жестких рациональных конструктах, как, например, коммунизм, а в “рассеянных”, “размазанных” формах – реклама, кино, газетная публицистика, речь телекомментаторов и ведущих ток-шоу (эту особенность либерального дискурса отметили еще Ролан Барт и Эрнест Ги Дебор). Особенно же меня интересует переход одного дискурса в другой и это, думаю, естественно: пограничные исследования, как известно, вообще бывают наиболее плодотворными.Поэтому я просто не мог не заметить статью депутата Госдумы от фракции СПС Владимира Семенова “Навстречу друг другу по параллельным улицам. Гражданское пространство – это общежитие меньшинств” (“НГ”, от 3 октября сего года). Дело в том, что статья эта весьма показательна для оценки современного состояния демократии, и не только в России, но и на Западе. Она содержит в себе все “общие места” демократов эпохи постмодерна: и апологию феминизма с гомосексуализмом, и радикальное отрицание традиций и традиционализма. Но самое главное она открыто выражает отличие демократии модернистской, классической от постмодернистской, современной, а также тенденцию развития последней, и как мы увидим, в сторону вырождения демократического дискурса вообще.Классическая демократия стояла на идее о суверенитете воли народа, то есть большинства граждан, обладающих избирательным правом. В согласии с политическими теориями отцов-основателей демократии – к примеру, Жана -Жака Руссо, реально властью в государстве, конечно, должно обладать меньшинство – ведь не может же каждая кухарка ежедневно заседать в парламенте, но меньшинство это должно все же быть представителем большинства – народа и лишь именно поэтому власть этого меньшинства законна. Демократия современная или постмодернистская, напротив, в основном озабочена тем, чтобы обеспечить права меньшинств разных родов (сексуальных, социальных, этнических и т.д.), защитить их от перспективы быть раздавленными и растоптанными большинством, причем, большинство теперь мыслится не как обладающий истиной в последней инстанции народ-суверен, доверяющий власть своим избранникам (помните – vox populi – vox Dei?), а как тупая, агрессивная толпа, ненавидящая утонченные, “оригинальные” меньшинства (независимо от того, в чем их “оригинальность” состоит: в том ли, что они оригинально мыслят или в том, что, скажем так, “оригинально” понимают назначение некоторых частей своего тела). Конечная дефиниция общества с этой точки зрения, как раз и озвученная в статье Владимира Семенова, такова: общество – сумма меньшинств, права каждого из которых должны неукоснительно соблюдаться.Оставим в стороне моралистичные рассуждения о том, что “слабым нужно помогать” и не потому вовсе, что я – противник норм традиционной морали (если кого-нибудь это интересует, как раз все обстоит наоборот), а потому что при разговоре с демократами это будет потаканием софистическим вывертам; когда демократам выгодно, они говорят о вечных, нравственных ценностях и о Библии, во всех остальных случаях – рассуждают о том, что никаких естественных норм и абсолютных ценностей не существует, а есть лишь индивидуальные потребности и вкусы, так, одному нравится христианство, а другому – садомазохизм, ничего не поделаешь, это их неотъемлемые права. Похоже, что последнее убеждение и представляет собой искреннее кредо постмодернистской демократии, а все пропагандистские фигуры об общечеловеческих ценностях – не что иное как атавизм, своего рода идеологический аппендицит. И именно поэтому я с пессимизмом смотрю на перспективу демократии как дискурса. Допустим, мы согласимся с тем, что меньшинство нужно поддерживать и холить только потому что оно меньшинство – а ведь, если вдуматься, к этому нас и призывают те, кто видят общественный идеал в общежитии меньшинств. Но позвольте, если не существует нормы и добро и зло уравнены в правах, то как мы имеем право говорить о том, что что-то лучше, а что-что хуже? Что, допустим, демократия лучше, чем тирания? Одному нравится истязать посредством хлыста партнершу, другому – посредством гестапо целую нацию и что с того? Возникающие возражения вроде: “от тирании страдает большинство” постмодернистский демократический дискурс по определению не имеет права принимать в расчет. Как видим, современная фаза развития демократии обнаружила глубокое внутреннее противоречие этой идеологии, причем в рамках демократического дискурса оно, очевидно, неразрешимо, ибо все попытки такого рода будут для него реставрационными, т.е. попытками вернуться на более раннюю стадию развития, а это ничего не дает. И рано или поздно распад дискурса затронет политическую, социальную сферы и никакая сверхстабильная экономика тут уже не поможет, если люди утеряли веру в общественно признанные идеалы, общество разваливается, и мы, россияне, знаем это по опыту. Короче, демократический дискурс вырождается и в конце концов “взрывается” иным, но вырастающим из него дискурсом. Попробуем ответить на вопрос: “каким?”Для современной демократии важно, чтобы ни одно из меньшинств, составляющих ее, не приобрело достаточную силу, для того, чтобы подавить все остальные; ведь никакого органического согласия между ними нет и быть не может: католики не переносят гомосексуалистов, гомосексуалисты – католиков и т.п. Итак, много слабых и тихо ненавидящих друг друга меньшинств – вот идеал современного демократа-правозащитника и идеал, ставший реальностью, во всяком случае, на Западе. При этом почти никто не обращает внимание на то, что в обществе есть еще одно меньшинство, которому такая ситуация очень и очень выгодна. Это – власть, которая в демократическом государстве клянется и божится в верности правозащитным ценностям. Как видим, здесь власть ничуть не лукавит, чем больше она защищает права разнородных и противоположных по идеологии групп, тем слабее общество и крепче она сама. Под либеральную фразеологию власть усиливается – вот парадокс нашего времени, живым примером чему являются современные Соединенные Штаты. Никогда еще американское государство не было столь мощным, будем назвать вещи своими именами, оно диктует свою волю целым странам и континентам и это в то время, когда сама Америка по уши увяла в нескончаемых дискуссиях о политкорректности (ситуация приобретает черты анекдота, так, по заверениям Т.Толстой в Америке карликов требуют называть вертикально нестандартными, а умственно отсталых – альтернативно одаренными).Это весьма и весьма показательная тенденция современного западного общества – почти незаметное для обывателя, убаюканного пропагандистскими заклинаниями о гражданском обществе, но существенное усиление государства. Без его помощи люди уже не могут разрешить самый элементарный домашний конфликт; в той же Америке даже дети и их родители чуть что идут в суд, а суд, что ни говорите – государственный орган. Но существует и другой аспект того же процесса – распространение в массовом сознании идей и духа элитаризма. Каждое из меньшинств, на которые распадается постмодернистское общество живет ощущением собственной исключительности, представляя своего рода секту, хотя и не обязательно религиозного толка. Феминистки гордятся, что они женщины и презирают и демонизируют мужчин; геи и лесбиянки считают тривиальными пошляками гетересексуалов; американцы не могут взять в толк, что это другие народы не хотят жить так “как надо”, т.е. по-американски и т.д., и т.п. Как же называется политическая идеология и практика, которая строится на основе идей сильного государства и элитаризма? Вы не ошиблись: фашизм. Я подчеркиваю: именно фашизм, а не классическая аристократия; поскольку самая жестокая аристократия прошлого отличалась от самого “мягкого” фашистского государства тем, что основывалась на традиционных, религиозных ценностях, центральным в ее дискурсе было понятие Абсолюта, она знала и почитала естественную норму. Фашизм наследует от демократии нравственную трансформацию, постмодернистский сдвиг сознания, разновидность безумия, которая объявляет себя нормой. Демократия терпимо относится к гомосекуализму, садомазохизму и другим “прелестям” эпох упадка, фашизм переводит это в политическую плоскость. Кстати, сексуально -девиантную природу фашистского дискурса вскрыли еще во второй половине прошлого века представители западного психоанализа, например, Эрих Фромм – автор известной работы о Гитлере. Добавим к этому еще и тот факт, что фашизм долгое время продолжает сохранять, правда, в латентной форме и не политическую, а прямую, так сказать, основную репрезентацию “сексуального андеграунда”. Вспомним, в гитлеровской Германии вплоть до “ночи длинных ножей” гомосексуализм существовал почти что легитимно и отношение к нему было весьма и весьма терпимым; один из вождей нацистского движения, руководитель огромной армии СА, старейший соратник Гитлера Эрнст Рем не скрывал гомосексуальных пристрастий и насаждал “мужскую любовь” среди своих штурмовиков. В этой связи весьма забавно выглядят рассуждения Владимира Семенова о том, что отношение к гомосексуализму – показатель демократичности общества.Тирания является неизбежным следствием развития демократии: самоуправство толпы и софистов рано или поздно превращается в самоуправство преступника; об этом говорил еще Платон. Западные фрейдомарксисты Франкфуртской школы в 70-х годах ХХ века отмечали фашизоидные черты массового сознания американского общества, именно им принадлежат такие показательные термины как “либеральный тоталитаризм ”, “информационный террор” и т.д. Похоже, мутация демократии в фашизм входит в последнюю фазу. Конечно, фотографии Бен Ладена на туалетной бумаге – это еще не абажуры из человеческой кожи, но, согласитесь это уже неуважение к личности человека, что бы эта личность не сделала. Требование газеты “Нью-Йорк таймс” “каждому гражданину вырезать помещенную на последней странице репродукцию флага США и приклеить на окно” – это тоже еще не портреты фюрера в каждом учреждении, но, согласитесь, уже тоталитарное давление на человека. Заявление президента Буша, что США подвергнет “антитеррористической операции” любую страну, где, по мнению Америки, есть базы террористов это не еще открытое признание в желание мирового господства, но нечто вроде прелюдии к этому. Наконец, рассуждения американских официальных лиц о том, что во всех западных странах, а особенно в США есть законспирированная могущественная сеть террористов – чуть ли не тайное враждебное государство в государстве и стремление винить во всех своих бедах международный терроризм – это еще не мифы о мировом правительстве и международном заговоре, но сюжетное сходство, как видим, явное. Фашизм приходит незаметно, и, самое главное – совсем не с той стороны, с какой его ждали наши “доблестные правозащитники”. Кажется, еще пара терактов и Америка перейдет на военное положение, отбросив последние остатки либеральной фразеологии. Прощай, демократическая Америка – голубая (уж простите за каламбур) мечта российского интеллигента! Sic transit gloria mundi. |