ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА |
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
ЕВРАЗИЙСКИЙ ПРОЕКТ
кандидата философских наук Рустема Вахитова
Выпуск №10 2001 г.
Рустем ВАХИТОВ
кандидат философских наук
(г. Уфа)
РУССКИЙ СИТУАЦИОНИЗМ
(пособие по разрушению мифов)
1. Капитализм как генератор мифов
Человек в современном капиталистическом обществе подвергается ежедневному, ежеминутному скрытому информационному прессингу, призванному стандартизировать людей, заставить их соответствовать той системе ценностей, которую это общество в лице своего политического руководства провозглашает легитимной, а также создать у масс комплекс искусственных потребностей для дальнейшего процветания капиталистической экономики. Деться от буржуазной пропаганды человеку некуда, она преследует его везде в автобусе и в автомобиле, дома и на работе, в пивбаре и во время вечерней прогулки, причем, формы пропаганды не исчерпываются транспарантами и речами политических руководителей, как это было в обществе классического социализма, на службу буржуазной машине оболванивания угнетаемых масс поставлено все: коммерческая реклама, внешний вид городских зданий, а также политиков и телезвезд и т.д., и т.п. Современный человек "свободного общества", как любит именовать себя капитализм, подвергается унизительной политической накачке мозгов даже когда чистит зубы, потому что при взгляде на тюбик с зубной пастой ему сразу вспоминается соответствующая реклама.
Можно сказать, что жизнь современного капитализма предельно идеологизирована, хотя тут следует учитывать один нюанс. Понятие "идеология" в узком смысле означает рационально связанную систему идей, и таковая, действительно, существует в капиталистическом обществе, да и еще и в виде нескольких, якобы разноречивых, а на деле, вполне вписывающихся в одну, общую парадигму версий (так, разница между доктриной СПС, "Яблока" и ОВР или, скажем, американскими демократами и республиканцами, в общем-то, несущественна и предназначена лишь для поддержания буржуазной лжи о политическом плюрализме, в действительности перед нами всего лишь разные версии либеральной идеологемы). Но, понятно, что буржуазная идеология в этом смысле слова доступна лишь для узких слоев общества а именно для интеллектуалов, получивших высшее образование, приученных к логическому мышлению, ими она создается и в то же время, в соответствии с законами диалектики, они же ее главные потребители. Все остальные, то есть низшие слои буржуазного общества, которые в глазах его социальных инженеров проходят по разряду постиндустриального плебса, должны впитывать ту же самую систему ценностей, но при помощи других средств, рассчитанных на нерациональное, эмоциональное восприятие, т.е. при помощи идеологии в широком смысле слова (реклама, ТВ, поп-музыка), вполне вписывающейся в либеральный дискурс. Будем называть все эти средства буржуазными, нетрадиционными мифами.
Ролан Барт французский "новый левый", создатель метода структуралистского анализа еще в 60-70-е годы ХХ века объявил, что залогом прочности современного капитализма является то обстоятельство, что этот строй научился продуцировать и внедрять в общественное сознание подобные мифы особого рода семиотические (знаковые) системы, предназначенные для того, чтобы имеющийся в капиталистическом мире порядок выдавать за естественный, природный порядок вещей ("псевдофюзис"). Действенность мифов основана на том, что они, кроме непосредственного, "поверхностного смысла", несут в себе некое скрытое идеологическое сообщение, которое человек "проглатывает" даже не замечая этого. Итак, буржуазная мифология есть разновидность идеологического прессинга на человека, страшная тем, что в отличие от открытого идеологического воздействия, как, например, в случае советской, рациональной пропаганды, тут человек и не сознает, что ему внушают и, таким образом, лишен возможности критического восприятия. Буржуазная, либеральная пропаганда обращается с человеком как с вещью, а не как с разумным существом, она манипулирует им и именно в этом суть "мягкого" либерального тоталитаризма. Буржуазная идеология плоха как раз этим, а вовсе не тем, что она идеология. Как показал тот же Р. Барт не существует общества без идеологии, так как идеологичен уже сам язык, наличие идеологических сообщений-мифов объясняется тем, что в слове, кроме логического, констатирующего значения (денотата), есть и оценочное и, значит, призывающее к какому-либо действию значение (коннотат). Добавим к этому, что ни человек, ни общество не могут прожить, не имея каких-либо идеалов, не строя никаких проектов будущего и т.д.
Р. Барт же одним из первых заговорил о том, что теперь настоятельно необходимо, чтобы появился новый типаж интеллектуального борца с капитализмом мифолог, который занимался бы дешифровкой буржуазных мифов, показывая людям, какую систему идей и ценностей пытаются внушить им под видом вроде бы безобидной коммерческой рекламы или газетного сообщения. Примеры такой дешифровки можно найти в книге Р. Барта "Мифологии".
После разрушения СССР и нам, россиянам, пришлось столкнуться с изощренной машиной буржуазной пропаганды, машиной манипуляции сознанием. Итак, методы Барта стали и у нас актуальными как никогда. Эти методы не только одно из мощных орудий "нового пролетариата" (т.е. всех социальных слоев от безработных, до не вмонтированных в Систему бизнесменов эксплуатируемых буржуазной элитой) в его борьбе с "новым капиталистическим порядком", это, если хотите, и способ идеологической и даже психологической самозащиты и гигиены. Кроме того, это и национально-освободительная борьба, поскольку капиталистическая идеология для нас представляет собой идеологию цивилизации-агрессора. В этой статье я пытаюсь, используя структуралистский инструментарий, для примера проанализировать и дешифровать одно типичное мифологическое сообщение современного российского капитализма. Очень надеюсь на то, что эта попытка превратится в почин и дешифровка мифов станет массовым явлением.
2. Пример дешифровки: "Золотая Ява"
На плакате изображена огромная пачка сигарет "Ява". Ее окружили рабочие в герметических костюмах и в масках. Рабочие настолько меньше пачки, что напоминают деловито суетящихся муравьев. При помощи аппаратуры они наносят на пачку слой позолоты. Наверху, в штангенциркуле крупными буквами надпись НОВОЕ ЗОЛОТО.
Непосредственный смысл этого сообщения обычный для рекламной продукции: купите сигареты "Золотая Ява", они лучше предыдущей марки. Для того, чтобы дешифровать это мифологическое сообщение, т.е. выявить его скрытый, идеологический смысл, нужно произвести структуралистские операции членения и монтажа сначала выделить в нем основные элементы и соотнести их друг с другом и с остальными элементами, используемыми в дискурсе. При этом важно помнить, что словесное сообщение (в данном случае слоган рекламы) выполняет по отношению к образным сообщениям (рисункам) роль организующего, конструирующего начала. Ролан Барт отмечает, что словесный текст активизирует в рисунках те смыслы, которые нужны для идеологического воздействия. Итак, приступим.
Надпись "НОВОЕ ЗОЛОТО" с одной стороны, возвышает Товар главный фетиш буржуазного общества, с другой понижает в статусе старое, обычное золото. Строй капитализма шаг за шагом упраздняет и девальвирует старые, традиционные ценности, в том числе, традиционные представления о богатстве и красоте, открыто осуществляет разрыв с Традицией и традициями, помещает человека в суперлиберальное безвоздушное пространство, лишая его корней. Строй капитализма являет собой агрессивную апологию прогресса, который понимается здесь как переход ко все новым и новым лучшим товарам (а в качестве товара при капитализме может выступать все от чулок до национальных интересов страны). С этой точки зрения становится яснее смысловое наполнение образных элементов рекламы.
Основной образный элемент пачка сигарет "Ява". Ее огромные размеры, по сравнению с которыми человек еле заметен, символизируют повседневную приниженность человека в буржуазном обществе, которое построено на примате экономических ценностей над человеческими, Товара над Человеком. С другой стороны гигантизм пачки есть неявный намек на то, что эти муравьи-рабочии делают сей прекрасный товар уж явно не для себя. Понятно, что пачка предназначена для соответствующих пропорций гиганта, т.е. супермена, который неявно присутствует в рекламе и с которым предлагается отождествить себя зрителю. Этот супермен мыслится буржуазной идеологией как "соль земли", именно для него трудом муравьев-рабочих создаются все мыслимые блага.
Позолота же пачки "Явы" символизирует идею прогресса, на которой это общество также основывается и согласно которой каждое новое поколение, подобно каждой новой модификации товара, автоматически лучше чем предыдущие. Штангенциркуль и весь дух технологизма и модерна, которым веет от плаката, предназначен для того же.
Теперь мы можем представить содержащееся в рекламе скрытое идеологическое сообщение в дешифрованном виде. Звучать оно будет примерно так: КУПИ ПАЧКУ "ЗОЛОТОЙ ЯВЫ" И ТЫ УПОДОБИШЬСЯ СУПЕРМЕНУ, А НЕ ВТОРОСОРТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ ТРУДА, ПРОЯВИШЬ СЕБЯ СТОРОННИКОМ ПРОГРЕССА И ПРОТИВНИКОМ УСТАРЕВШИХ, ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
3. Ситуационизм против буржуазного гипноза
В принципе, раскрыть идеологическое сообщение рекламы уже почти что победить ее, ведь на уровне рациональности человек может сомневаться, не соглашаться и критиковать, тогда как на уровне подсознания он был обречен просто "заглатывать" наживку. Однако, понять природу болезни еще не значит вылечить ее. В среде западных антибуржуазных интеллектуалов был выработан один из радикальных способов борьбы с буржуазным идеологическим террором ситуационизм. Он был предложен в 50-х годах западными "новыми левыми", создателями авангардистского Ситуационистского Интернационала и теоретиками и участниками парижской революции 68 года Ги Дебором, Раулем Ванегеймом и т.д. Они исходили из того, что фундаментальным элементом современного капиталистического общества является "Спектакль" игровое действо, которым может быть все от рекламы сигарет до кампаний по выбору депутатов парламента. Простой человек, вовлеченный в пространство Спектакля и спектаклей, становится рабом, не осознающим своего рабства. Противопоставить же Спектаклю можно Ситуацию искусственно сконструированное событие, которое разрушает чары Спектакля, действует на человека ошеломляюще и освобождающе. Это может быть художественное, авангардное действо рисунок, песня, перфоманс, демонстрация или просто речь, главное побольше фантазии, которая столь опасна для стереотипной квазиреальности Спектакля. Важно только не забывать за веселой художественной агрессией кропотливой аналитической и созидательной работы. Ведь тут необходим не протест ради протеста, не эксцентричное самовыражение, которое как раз вполне вписывается в либеральный дискурс с его крайним эгоцентризмом, а культурная революция, восстание против спектаклей, повстанческая борьба против капитализма средствами искусства и воображения. Всякая революция не закончится неудачей лишь в том случае, если она кроме закономерного протеста несет в себе еще и положительные ценности.
Итак, у нас имеется уникальная возможность возникновения особого, русского ситуационализма, который в отличие от своего западного варианта, совсем не обязательно может быть связан с крайне левыми анархистскими и коммунистическими идеями в их классическом прочтении. Капитализм с его ценностями эгоизма и потребления, с его апофеозом отчуждения и гуманизации, с его низведением человека до товара вызывает понятный протест и у представителей и носителей российских традиционных культурных ценностей и религий. Так что, возможно, не за горами появление русского или, говоря шире, евразийского христианского и мусульманского ситуационализма или во всяком случае обогащение арсенала российских антибуржуазных "традиционалистов" ситуационистским и структуралистским инвентарем.
Причем, только этот русский, евразийский ситуационизм, по моему глубокому убеждению, и способен быть в полной мере результативным. Ситуационизм западный, при всей своей изобретательности, эпатажности, а местами и глубине давайте глядеть правде в глаза не достиг своей главной цели разрушения Спекталя, хотя и сумел вытащить из его паутины отдельных интеллектуалов. Объясняется это тем, что художественное или, если хотите, антихудожественное разрушение Спектакля должно иметь своей базой дискурс, чуждый и даже противоположный либеральному. Иначе вместо революции мы рискуем получить спектакль под названием "Революция", еще сильнее утверждающий Спектакль с большой буквы. Мы этим дискурсом обладаем по определению, так сказать, по праву рождения.
Закончить хочется призывом, который гремел над революционной Сорбонной 1968 года: "СВОБОДУ ВООБРАЖЕНИЮ!" Капитализм пуще смерти боится освобожденного воображения, критического разума и твердой воли потому что все это позволяет понять людям, что "великолепие капиталистической реальности" не более чем мираж, рожденный сеансом тотального гипноза, цепями из телевизоров, радиоприемников, газет и рекламы. Кое для кого действие гипноза уже закончилось, и это внушает надежду.
к оглавлению
Отпуск? Отдохни в Черногории: черногория отдых цены. Горящие туры. Проверенные отели.;угловые диваны недорого от производителя