Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





Рустем ВАХИТОВ ©

кандидат философских наук,

(г. Уфа)

Революция Слова

Бесполезно бороться с каким-либо политическим режимом при помощи оружия, от этого он, как правило, только крепчает. Победить его можно, как показали французские структуралисты, лишь, размонтировав его дискурс, т.е. специфический идеологический язык, на котором он самопрезентируется, высказывает свое видение мира и заставляет именно так, а не иначе воспринимать мир всех своих подданных. Это, действительно, так; обратившись к истории, мы увидим, что всякой политической революции предшествовала Революция Слова, лишающая статуса сакрального символа одни слова и представляющие их фигуры, и придающая его другим. Французский король должен был превратиться из “Его Величества Людовика 16” в “гражданина Капета”, для того, чтобы пала Бастилия, русский царь – из “Его Августейшего Величества Императора Николая 2 и прочая” в “Николая Кровавого”, а затем и в “Николашку” для того, чтобы пал Зимний. Робеспьеру предшествует Вольтер, а Ленину – Саша Черный. Причем, речь не идет о традиционном карнавальном высмеивании “священных символов” общества, оно как раз не подрывает, а поддерживает имеющийся социальный космос; ярмарочный Петрушка смеется над царем-батюшкой, ничуть не сомневаясь в его праве на власть, дарованном Богом. Речь идет не о классическом андеграундном сопротивлении дискурсу; типичный диссидент демонизирует те сакральные символы, которые в рамках официоза представлены позитивно, тем самым он только поддерживает миф об их величии, меняя лишь “плюс” на “минус”. Речь – о деконструкции дискурса, выходе за его границы, связанным с рождением нового дискурса.

Понимание этого жизненно необходимо нам – сегодняшним российским противникам капитализма. Только высмеивание, деконструкция “священных коров” буржуазного дискурса способно сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Только когда при словах “права человека” и “курс доллара” - этих современных либеральных жупелах по губам среднего россиянина скользнет ироничная усмешка, можно считать, что дело почти что сделано. Этот человек будет уже неуправляем средствами машины капиталистической пропаганды, останется лишь разрушить социальные структуры капитализма, которые превратятся в мертвую букву, не более. Но имеется в виду не рациональная критика – кого, когда и в чем убеждали одни лишь логические аргументы? – а именно размонтирование, мифологический подрыв, взгляд с другого берега. Мишенью при этом становятся не понятия, а мифологические типажи.

Здесь важно не впадать в заблуждение, свойственное некоторым нашим патриотам. Критикуя Америку и капитализм, они бессознательно пытаются использовать те же приемы, которые капиталистический мир использовал против СССР. Например, они высмеивают американских президентов, политиков, символы государственной власти США (смотри карикатуры в оппозиционных газетах). Это бесполезное занятие, потому что средства, которые были хороши для расшатывания советского дискурса, совершенно не “работают” в случае дискурса капиталистического. Ведь советский дискурс традиционный по своей сути; сакральным центром его является фигура, воплощающая собой народ, государство (Вождь), некарнавальное, деструктивное высмеивание ее подрывает дискурс, а значит и систему жизнеустройства, на нем основывающуюся. Не то на современном Западе и в США – там можно хоть десять раз на дню издеваться над президентом, от этого ничего не изменится, потому что президент не мыслится как сакральная фигура и некая “несущая конструкция” общества. Однако, там тоже есть своя “священная корова” и это – “простой парень”, “стопроцентный американец”, воплощающий Великую Американскую Мечту. Он стоит целого легиона политиков, полицейских и умников-ученых. Он может победить в одиночку террористов, чуму и космических разумных пауков. Он – идеологическая опора американского общества, растиражированная тысячами голливудских фильмов, комиксов и бестселлеров. Высмеивать надо его – тупого самоуверенного ублюдка, который не отличает Бебеля от Гегеля, а берется поучать всех жить, который везде суется со своим идиотским питекантропским юмором и патологическим оптимизмом, который существует на экранах кинотеатров и в мозгах зашуганных и зашоренных америкосов. Высмеивать, а не представлять неким демоном зла, одетым в форму морпеха, не стоит он того, плюгавый плейбой, которому вьетнамцы выкручивали руки.

Итак, нужна Революция Слова, разрушительная и творческая. Нужны поэты, которые умели бы строить из существительных и прилагательных не слоганы, а баррикады. Нужен новый стиль, которому суждено будет стать фундаментальным семиотическим кодом нового государства российского. И тогда воссияет заря Освобождения России, за которой очень и очень скоро наступит ослепительный величественный полдень Новой Евразийской Империи.

назад к оглавлению
Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz