Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





Д. Лапицкий ©

МИФ О “ВЕЛИКОЙ ТЮРЬМЕ”

Во второй половине 80-х, когда казавшиеся нерушимыми устои Советского Союза уже начинали опасно трещать, возник искусственно созданный ажиотаж вокруг “национального вопроса”. В сознание людей то исподволь, а то и открытую внедрялась мысль – в СССР права “малых” национальностей (к которым, ничтоже сумняшеся, причисляли всех, за исключением великороссов) невероятно ущемляются, а сам Советский Союз является “тюрьмой народов”.

В СССР проживали представители более чем сотни национальностей, численность которых колебалась от сотен человек до десятков миллионов. И ни об одном из населяющих страну народов государство не забывало.

В качестве необходимого отступления скажем, что СССР был, наверное, самой многонациональной страной планеты. Большинство стран мира мононациональны, и даже если в них есть представители иных народов, то они сосуществуют с остальными на равных правах. Вспомните, сколько “национальных” названий было на карте СССР? Сколько было автономных республик – да еще 15 союзных, выделенных именно по национальному признаку. И взгляните в Европу – нет ли там независимых, автономных государственных образований “малых народов”? Ну, если присмотреться, то с полдесятка наберется, и формально у них даже довольно большие права… Но все дело в том, что эти государственные образования созданы для тех народов, которые – будем говорить прямо – европейцы попросту не успели уничтожить. К тому же именно эти национальные регионы – Страна Басков, Белфаст, Корсика – являются настоящей головной болью правительств соответствующих стран. Именно в этих регионах существует перманентная напряженность – и именно по вопросу национальной автономии.

А как же обстоят дела за океаном? Даже в США, где проживают представители множества народов, никому и в голову не придет создавать какое-либо государственное образование по национальному признаку, например, “Автономную республику ирландцев” или “Китайскую область”. Нет, все национальности растворены в общей массе под названием “американский народ”, и предел их независимости – воскресная школа или марш по улице в национальных костюмах один раз в году. Создание США стоило жизни 10 миллионам североамериканских индейцев, жалкие ошметки которых ныне проживают в резервациях, а индейская автономия – фиговый листок, ибо самые что ни на есть коренные американцы практически “выключены” из повседневной политической и общественной жизни “самой демократической страны мира”.

Сравните это с тем, что было в СССР – национальные школы и подготовка преподавателей для них, многомиллионные тиражи литературы на национальных языках, и даже создание киностудий….

Но наиболее примечательным является другой факт – а именно то, что обвинения в адрес СССР исходили от стран, которые в решении национальных вопросов знали и всегда применяли только лишь один способ: полное уничтожение. Жители современных европейских стран создали свои национальные государства на территориях, некогда населенных десятками различных народов, от которых сейчас остались лишь воспоминания – не зря В. Кожинов метко назвал Европу “кладбищем народов”. Национальный праздник США – День благодарения – вообще выглядит издевательством: ведь поводом к нему стала помощь, которую индейцы оказали европейским переселенцам, умиравшим от голода в первую зиму в Новом Свете. Как поселенцы отблагодарили индейцев, известно всем.

Именно “просвещенные” европейцы и американцы несут ответственность за уничтожение миллионов человек в Африке, островах Тихого океана, Южной Америке, Индии и Китае. Есть ли в истории России примеры такого жуткого, тотального геноцида, какой, например, был устроен на острове Тасмания, население которого было полностью уничтожено колонизаторами? Нет. Вместо этого мы видим совершенно противоположную картину – даже в Российской империи было мирное сосуществование различных народов, а “инородцы” включались в состав российской политической и интеллектуальной элиты. Да, были восстания – как в национальных регионах, так и в исконно русских областях. Однако они не имели “этнической” направленности – объектом неприятия была политика центральной администрации Империи.

Конечно, могут возразить – мол, в Квебеке франкоязычные канадцы живут – не тужат. Никакого угнетения или притеснения – чем хуже “советской” модели? Но такие сравнения как минимум странны. Странны хотя бы потому, что франко- и англоязычные выходцы из Европы, Канаду заселявшие, принадлежат к одной цивилизации, и предки их имели теснейшие контакты во время проживания в Старом Свете. Этого нельзя сказать, например, о русских и якутах, туркменах и прибалтах – это разные народы, с огромным различием в менталитете, которые, однако, мирно сосуществовали на просторах Российской империи, а затем и СССР.

Но по-настоящему все народы страны были уравнены в своих правах и возможностях в период существования СССР. Это касается даже не только вопросов культуры и образования – не меньшее значение имели и вопросы экономического развития “национальных” регионов. Например, Средняя Азия, ныне деградировавшая к состоянию почти феодальному и неспособная удовлетворить даже свои собственные потребности, “при Советах” была важным аграрным и промышленным регионом, уровень жизни в котором был довольно высок. То же самое относится к Кавказу, Прибалтике, Украине, Молдавии….

Экономическое и культурное развитие “национальных” регионов страны было тесно взаимосвязано. В это непросто поверить, но во время первых пятилеток в СССР строились десятки городов ежегодно (последний новый город на территории СССР, Славутич, построен в 1985 году). Города становились индустриальными и культурными центрами, в которых основывались национальные школы, киностудии, Академии Наук…. Быстрыми темпами создавалась “национальная” культурная и политическая элита – и каждому человеку был доступен широкий выбор путей в жизни, независимо от его национальности. Шансов стать космонавтом, руководителем крупного предприятия или популярным писателем было поровну у выходца из Ленинграда, из-за Уральских гор и из казахских степей.

Именно в советский период истории нашей страны представители малых народов получили шанс возродить и развить свою культуру – по всей стране создавались сотни фольклорных ансамблей и коллективов, издавались газеты и журналы на национальных языках, была реализована программа записи национальных эпосов народов СССР, и миллионы людей смогли в буквальном смысле приобщиться к своим корням.

Конечно, национальная политика в СССР не была совершенно безупречной, и имела свои изъяны – одним из примеров может служить замораживание пресловутого “карабахского” вопроса, нерешенность которого привела к тяжелым последствиям после распада СССР. Но, так или иначе, “тюрьмой народов” СССР не являлся, и имевшиеся национальные проблемы могли быть решены к взаимному согласию и удовлетворению всех заинтересованных сторон. И уж конечно, падение Союза нисколько не облегчило межнациональные отношения на постсоветском пространстве. Напротив, отгородившиеся друг от друга границами бывшие советские республики оказались попросту не готовы корректно решать национальные вопросы – и многие “осколки империи” превратились в настоящие тюрьмы, в которых представители нетитульных наций поставлены в заведомо неравное положение.

Нельзя забывать о том, что уникальность нашей страны во многом зависит именно от многообразия населяющих ее народов. Народов, которые в течение веков вместе делили тяготы и лишения, вместе вставали на защиту одной – общей! – Родины, и вместе радовались победам….

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено



Hosted by uCoz