Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Издание современных левых евразийцев
главная | о проекте | авторы | злоба дня | библиотека | art | ссылки | гостевая | наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





Сегодня в Красной Евразии
Денис ЛАПИЦКИЙ©

(г. Уфа)

ДВА ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

Одним из наиболее популярных утверждений, которое в период перестройки было обращено главным образом к советской интеллигенции, был тезис о несравнимости жизненного уровня "лиц умственного труда" в СССР и на Западе. Мол, врачи и учителя за рубежом живут как у Христа за пазухой, в отличие от СССР. И у многих сразу же возникло непреодолимое желание представить, как бы они жили за рубежом. Причем под "зарубежьем" традиционно понималась именно Западная Европа и США – что в принципе понятно и объяснимо, ведь картина жизни сельского врача где-нибудь в Конго или учителя Эквадоре мало кого соблазнила бы. Ах, как это было сладко – представлять себя живущим в собственном доме. И чтобы две машины в гараже. И чтобы непременно каждый год на Багамы.... Вот это жизнь – не то что в "совке"!

Однако мечтатели подобного рода либо забывали, либо вовсе не знали о нескольких важных моментах. А именно о том, что даже на "райском" Западе столь благостно живет лишь малая часть тех же врачей и учителей – те же, кому "посчастливилось" попасть в государственные школы и больницы, имеют весьма скромное жалованье. Немаловажно и то, что вся бросающаяся в глаза "роскошь", все эти собственные дома и машины в гараже приобретены в кредит, и расплачиваться за них приходится в течение долгих лет, находясь фактически в кабале у банков, а их "владельцы" могут одномоментно лишиться всех своих "богатств". Никто не говорил и об одной отнюдь не радостной для Запада тенденции – о медленном, но верном размывании среднего класса (например, за период с 1973 по 1993 год зарплата работающих мужчин упала на 15 – 25%, а мужчин в возрасте 45-54 лет с образованием на уровне колледжа – на 30%*). Как не говорили о том, что в США даже сейчас несколько миллионов человек не имеют доступа к квалифицированной медицинской помощи, а система среднего образования год от года "штампует" функционально неграмотных выпускников. Никто не думал еще и о том, что все богатство Запада слишком явно пахнет кровавым потом – кровавым потом азиатов, латиноамериканцев и африканцев. Вместо этого "советских" соблазнили картинкой красивой жизни – которой и на Западе пожить хотели бы очень и очень многие.

Но во главу угла нужно поставить другой вопрос – какое основание имела наша интеллигенция считать, что в западных условиях им жилось бы лучше? Все разговоры начинались с фразы: "Знаете, вот на Западе людей с моим образованием...". Но вот тут-то и зарыта собака! Почему эти люди были уверены в том, что, живи они на Западе, они сумели бы получить высшее образование прекрасного качества? Ведь многие из интеллигентов того времени есть выходцы из рабочих и крестьянских семей – а целенаправленную политику по повышению уровня образования молодежи из таких социальных групп вели только страны социалистического лагеря, и, в первую очередь, СССР. Живы наши "кухонные" интеллигенты в Европе или США – жарить бы им всю жизнь гамбургеры в душной обжорке, да таращиться в телевизор, даже и не мечтая о хорошем ВУЗе….

Запад не знал "целевого" набора и квотирования мест в ВУЗах для так называемых "национальных кадров", распространенного в СССР. Тех преимуществ, которые имели в Советском Союзе представители "малых" народов, на Западе им бы никто не дал (их не было просто!) – на Западе судьбой "малых народов" была бы жизнь в резервации в качестве развлечения для туристов. Если бы, понятное дело, эти "малые народы" вообще уцелели.… Даже негры, которых в "самой демократической стране мира" совсем немало, напомню, получили право на высшее образование лишь в 60-х годах XX века, во время борьбы с сегрегацией (разделением) общества – причем ради этого руководству США пришлось буквально через колено ломать сопротивление WASP`ов (WASP – белый, англосакс, протестант, своеобразный словесный портрет идеального американца). Негры в 60-х ходили на учебу в колледжи под охраной бойцов Национальной Гвардии! Вы можете себе представить нечто подобное у нас в стране? И по сей день в Штатах – особенно на Юге, славном своими "милыми" рабовладельческими традициями, немало тех, кто желал бы отобрать у негров это право обратно.

Советское же руководство даже в самые тяжелые годы не выпускало вопрос формирования национальных элит из поля зрения (например, о том, как после Гражданской войны на учебу в Ленинград отправляют жителей Чукотки, рассказано в прекрасном романе Ю. Рытхэу "Белые снега"). В то время как Запад шел по пути дифференцирования образования – лучшие преподаватели и лучшие ВУЗы ориентировались только на "золотую" молодежь – в СССР в самых престижных ВУЗах можно было встретить студентов, прибывших на учебу со всех уголков огромной страны. И было неважно, откуда приехал студент: из крупного города, или из деревни, затерянной в сибирской тайге – правом на высшее образование они обладали примерно равным. И, что крайне важно – это образование было бесплатным. В отличие, опять-таки, от Запада. Сотни, тысячи, миллионы юношей и девушек со всех уголков великой державы только благодаря советскому строю могли проявить свои таланты, став великими учеными, конструкторами, полководцами, космонавтами, актерами и писателями. Право на высшее образование имел любой – невзирая на уровень своего достатка, обеспеченность родителей и национальность. Так что те, кто в 80-х говорил о том, что, живи он на Западе, то благодаря своему образованию катался бы как сыр в масле, сильно идеализируют ситуацию. Ведь такого образования, которое им дало Советское государство, Запад им дать не просто не мог – не хотел.

Кончено, есть и некоторые исключения – например, в американской Силиконовой долине, центре разработки компьютерных технологий, трудится немало выходцев из СССР. Причин тому две. Первая – это высокая квалификация наших программистов (зачастую она выше, чем у сверхкомпьютеризированных американцев). А вторая – выходцам из СССР (а также из Азии) платить приходится меньше. То есть специалисты, приезжающие в США из-за рубежа, работают эффективнее. Почему? Да потому что они выпестованы другим обществом и иной системой образования. Но программисты и специалисты по компьютерной технике (а также некоторые категории ученых в первую очередь физики, математики и биологи) пользуются спросом на Западе потому, что именно эти направления считаются ключевыми для развития постиндустриального общества. А вся прочая "импортная" интеллигенция – и в первую очередь гуманитарии – Западу как бы и не нужны.

_________

* - цитируется по М. Калашников, Ю. Крупнов "Гнев орка".

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Hosted by uCoz