Россия нашего времени вершит судьбы Европы и Азии. Она — шестая часть света, Евразия, узел и начало новой мировой культуры"
«Евразийство» (формулировка 1927 года)
Web-проект кандидата философских наук
Рустема Вахитова
Издание современных левых евразийцев
главная  |  о проекте  |  авторы  |  злоба дня  |  библиотека  |  art  |  ссылки  |  гостевая  |  наша почта

Nota Bene
Наши статьи отвечают на вопросы
Наши Архивы
Первоисточники евразийства
Наши Соратники
Кнопки

КЛИКНИ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ HTML-КОД КНОПКИ


Яндекс цитирования





Рустем ВАХИТОВ ©

МАРКСИСТСКОЕ СЛАВЯНОФИЛЬСВО

(О книге А.П. Андреева и А.И. Селиванова “Русская Традиция. Философское расследование”, М., Алгоритм, 2003)

Издательство “Алгоритм” уже много лет радует читателей книгами патриотических философов, социологов, историков, публицистов. На фоне засилья агрессивно западнической литературы, постмодернистских, амбициозных, но нечитабельных текстов и откровенного низкопробного чтива книги “Алгоритма” – отдушина для всякого вдумчивого, интеллигентного россиянина, любящего свою Великую Родину, терзающегося удручающей картиной ее нынешнего позора, надеющегося на ее Возрождение. Вот и новый, 2004 год начинается с новинки от “Алгоритма”. В январе там вышла книга философов А.А. Андреева и А.И. Селиванова.

Книга называется “Русская Традиция. Философское расследование”. Сочетание академического, глубокомысленного названия и броского, не лишенного внутренней интриги подзаголовка не случайно, оно отражает сам стиль книги. С одной стороны перед нами добротный научный труд – новаторский, но в то же время творчески впитавший в себя достижения и русской, и западной философии, и трактующий такие сложнейшие проблемы как статус метафизики и онтологии, категории культуры, ментальность, Традиция российской цивилизации. В нем предпринята еще одна и внушительная попытка отыскать точку опоры для понимания современного общества, дабы выбраться из либерального хаоса. С другой стороны авторы при всех своих научных регалиях не чужды публицистичности, любовью к России и болью за ее разор пронизаны главы о русской человеке, его ценностях, мировоззрении, несхожести и даже прямой противоположности. А заключение книги вообще представляет собой эссе о скандально известном романе Пелевина “Чапаев и Пустота”, где иллюстрируя свои взгляды на материале литературного постмодернизма, Андреев и Селиванов показывают бытийную пустоту современного либерального западничества.

О каком же философском вызове идет речь? Обратимся к аннотации самих авторов: “чтобы разобраться в смыслах бытия на фоне хаоса мнений нужно философское расследование, которое захватывает дух сильнее любого детектива, ибо оно ведется по поводу самого интригующего – тайны самого человека”. Слова о тайне человека – не пустая красивость. Концепция, которую разрабатывают Андреев и Селиванов – антропологический традиционализм. Творчески развивая идеи марксизма, переосмысливая проблемы бытия идеального, философы выдвигают понятие Традиции народа как ключа к пониманию происходящих сегодня социальных процессов. Традиция в их терминах – “это живой и органический канон человеческого бытия, в котором человек удовлетворяет свои глубинные антропологические и экзистенциальные (назовем их традициогенными) потребности”. Проще говоря, Традиция – ось народной жизни, “душа народа”, залог его исторического бытия. Русская Традиция, согласно принципиальному утверждению авторов, антибуржуазна, ориентирована не на материальное, а на духовное, не на индивидуальную конкуренцию, а на общинность, соборность. Социалистический этап истории России исходя их этого – одно из высших достижений и самореализаций Русского Духа, а нынешние капиталистические реформы есть не что иное как самоубийственный отказ от глубинной идентичности России. Как справедливо замечают авторы, основной рубеж сегодняшней духовной, идейной борьбы, ее острие – это противостояние традиционализма и либерализма ( как современной формы антитрадиционализма).

Выводы авторов опираются на материалы русских мыслителей 19 – 20 веков, в особенности консервативной традиции. Перед нами впечатляющая попытка вписать славянофильские тенденции в дискурс марксизма, причем, попытка не эмоциональная, вытекающая из благих побуждений и политической конъюнктуры, а теоретически основательная и лишенная сущностных противоречий.

Меньшевики еще в 1907 году называли В.И. Ленина марксистским славянофилом. Точно также отзывались о Сталине его враги, стоявшие на позициях агрессивного космополитизма вроде Льва Троцкого. Иногда враги бывают прозорливее друзей, особенно друзей казенных, официальных. Слишком долго советское обществоведение пестовало нас огрубленным и упрощенным образом Ленина, не говоря уже об образе Сталина, замалчивало обрубало мощную славянофильскую ветвь в отечественном марксизме, стесняясь и боясь “почвенничества”, отделываясь хорошими словами о пролетарском интернационализме, за которыми зачастую стоял самый что ни на есть махровый космополитизм. Тогда как сама общественно-политическая ситуация взывала к актуализации почвеннических тенденций в многообразном наследие Ленина и Сталина, к новому прочтению марксизма.

Философы А.П. Андреев и А.И. Селиванов развивают именно эту мыслительную традицию, в том числе линию понимания советского периода в истории России. На примере их глубокой, своевременной, интереснейшей книги мы видим воочию современный, не обветшало-сусальный, а творческий и боевой, поистине русский материализм.

Все права защищены. Копирование материалов без письменного уведомления авторов сайта запрещено


Филологическая модель мира

Слово о полку Игореве, Поэтика Аристотеля
Hosted by uCoz